Специфика и содержание дополнительного образования

Страница 3

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. Именно через искусство, художественное творчество, происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (центры народных промыслов, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования, выстраивает индивидуальные маршруты для каждого занимающегося в детском объединении. В последние годы активизировалось приобщение детей к искусству за счет создания соответствующих условий в образовательных учреждениях: лицеях, гимназиях, средних общеобразовательных школах, школах с углубленным обучением искусству, профильных художественных классах.

Кроме художественного направления в дополнительном образовании существуют эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое, туристическое и краеведческое, военно-патриотическое и другие направления.

Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей получили развитие объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

По состоянию на 01.01.2002 года в Российской Федерации насчитывалось 18 тысяч образовательных учреждений дополнительного образования детей, направленных на формирование здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание условий для педагогического творчества, поиск, поддержку и развитие детской творческой одаренности. В это количество входят: 8,6 тыс. учреждений системы образования; 5,8 тыс. – культуры; 1,8 тыс. – спорта; 1,8 тыс. – общественных организаций.

Так как дополнительное образование своими корнями восходит к общему (школьному) образованию, то и сегодня зачастую они существуют вместе: под одной крышей, находясь в одном здании или же находясь в тесных отношениях. Однако этот союз не всегда имеет место. Несмотря на то, что оба рассматриваемых объекта относятся к сфере образования, перед собой они ставят разные образовательные задачи.

Общеобразовательная школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Чтобы сблизить процессы воспитания основного и дополнительного образования детей, необходима их интеграция, которая бы позволила, объединить обучение и личностное развитие учащихся, а значит решить одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Успешность развития совместной работы дополнительного и общего образования во многом зависит от уровня его организованности. Исследователи Е.Б. Евладова и Л.А. Николаева называют четыре условных уровня.

Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся, занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.

Второй уровень — отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы.

Третий уровень — развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.

Из этой систематизации можно сделать вывод о том, что взаимопроникновение двух сфер (дополнительного и общего образований) может обеспечить:

- целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием;

- необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств;

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение
Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики. Социально-психологическое обеспечение воспитательной дея ...

Проведение формирующего эксперимента для подростков с нарушенным интеллектом
Эксперимент в группе проходил в течении пяти дней, три дня на катастрофу и два дня на акционерное общество. Первая игра «Катастрофа на воздушном шаре». День первый: терпим крушение и высаживаемся на необитаемый остров. Условия климата, местонахождения и время спасения устанавливается экспериментато ...

Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников
Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. В воспитании и развитии личности особое место занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Ценности и идеалы тесно связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов менялись представлени ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru