Специфика и содержание дополнительного образования

Страница 4

- более активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;

- поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов;

- сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей (из числа работников культуры, науки, производства, представителей общественных ветеранских организаций), готовых работать с детьми.

К сожалению, в практике нередко встречается и такой подход к развитию дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, когда в школе создается некий «образцово-показательный» коллектив (школьный театр, музыкальный ансамбль, спортивная команда и т.д.), который является основной заботой администрации в ущерб развитию других направлений деятельности. Для руководителей школы — это возможность успешно отчитаться за «хорошую» организацию учебно-воспитательной деятельности, не прилагая усилий к созданию полноценной системы дополнительного образования детей. В этом случае «элитный» детский коллектив начинает жить своей обособленной жизнью, интересной лишь для небольшой группы ребят, остальным же остается лишь смотреть на них с завистью, ощущая себя ущербными, посредственными, что далеко от реальности.

Вместе с тем, учреждения дополнительного образования могут существовать и нередко существуют отдельно от общеобразовательных школ, никак при этом не сообщаясь. И такой вариант достаточно распространен на сегодняшний день. В этом случае можно наблюдать несогласованность работы двух учебных заведений, например, изменения в расписании уроков одного из учреждений, может привести к сбою в работе другого. Такие сбои в работе означают, что и в обучении детей также возникнут трудности. Ребенок может оказаться перед выбором, на какие занятия ему идти. В другом случае, если ученику действительно интересно в сфере дополнительного образования, он находит себя там нужным и оценивает свои возможности высоко, то, соответственно, идя на уроки в общеобразовательную школу, у него за ранее не будет настроя на обучение, познание нового или воспоминание уже изученного.

Целью дополнительного образования является развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности. Таким образом, в основе дополнительного образования лежат две ценности: свобода и интерес.

Самореализация обучающихся в учреждениях дополнительного образования происходит за счет свободного выбора сферы деятельности, что стимулирует их интерес. Обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания. Кроме стимуляции интереса, в ситуации свободного выбора реализуется «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. В процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно, в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. В этом случае педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Педагогические технологии дополнительного образования мобильнее реагируют на изменения требований общества, тем самым обращаясь к проблеме образования уже не усредненного, массового, ученика, но выделяя в нем индивидуальность. Также более эффективно, нежели в общем образовании, внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи в различных аспектах социальной жизни, обеспечение духовного и физического роста, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни. Если содержание основного образования – предметное знание, то содержание дополнительного образования и его цель – построение пространства саморазвития без заданных границ. В рамках обучения в учреждениях дополнительного образования, воспитанник осваивает специфический социальный опыт, овладевает комплексом умений (т.е. получает образование) и разрешает индивидуальные проблемы, связанные с реализацией себя в качестве субъекта данной сферы жизнедеятельности, в этом выражается индивидуальная педагогическая помощь дополнительного образования. Ценность дополнительного образования детей также заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает учащимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных посредством базового образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств и отношений. Понимание логических определений, понятий находятся в прямой зависимости от того, как ...

Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза
Сегодня перед всеми российскими вузами на первый план выступает актуальная задача перехода от действующих основных образовательных программ (ООП), реализующих ГОС ВПО второго поколения, к новому поколению ООП, реализующих ФГОС ВПО. Основная образовательная программа высшего профессионального образо ...

Иллюстрация разработки инструментария для определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики
Уровень сформированности устной и письменной компетентности при изучении математики может быть определен исходя из того, какие записи осуществляет ученик на доске или в тетради и какие слова при этом проговаривает. Ниже приведены возможные устные комментарии ученика при выполнении заданий по темам: ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru