Специфика и содержание дополнительного образования

Страница 2

В 60-е годы, в годы «оттепели», воспитание начинает приобретать все более «деятельностный» характер. Рождается и получает широкое распространение методика коллективного творческого дела И.П. Иванова («Коммуна юных фрунзенцев» в Ленинграде во Фрунзенском доме пионеров).

В эти годы в деятельности внешкольных учреждений приоритетными становятся: уважение к увлечению ребенка, его занятию в коллективе по интересам; показ подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний и умений для коллектива; использование его личного интереса, знаний и умений в коллективных целях; изменение статуса ребенка в школьном коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информация педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах, подготовленных к общественной работе, с указанием что они знают, умеют.

Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью воспитательного пространства и реализующих воспитательные функции, явились 70-80-е годы. Именно в этот период, подчеркивает исследователь В.И. Семенова, определились главные направления социально-педагогической деятельности, и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание, и формы внешкольной работы. Внешкольные учреждения стали одним из основных институтов общества, так как усилилась их практическая роль в организации деятельности учащихся и ее воспитательного воздействия на них по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, они координировали работу в социальном пространстве школы, района, города.

Дополнительное образование сегодня является преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.

Процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, сопровождался изменениями в функциях учреждений дополнительного образования:

Отпала функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиций;

реализация функции предупреждения детской безнадзорности в современных условиях не соответствует социальным потребностям, т.к. учреждения дополнительного образования не располагают достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для работы с такими детьми;

значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности;

ведущей стала образовательная функция;

функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления.

Таким образом, дополнительное образование приобретает новые характеристики образовательно-воспитательной деятельности. Наиболее значимыми из них являются: личностно-деятельностный характер образовательного процесса; оснащенность образовательного процесса программами, ориентированными на овладение детьми функциональной грамотностью, профориентационная направленность образования, дающая возможность получения допрофессинального и начального профессионального образования.

Рассмотрение истории развития дополнительного образования насчитывает семь основных этапов. Первый этап (конец XIX в.) — в это время внимание дополнительного образования обращено главным образом к досугу малообеспеченной части детей и молодежи. В начале XX в. (второй этап) педагоги дополнительного образования ставили в центр уже саму необходимость общественного воспитания и сочетание индивидуальной и социальной педагогик. В 20-30-е гг. ХХ столетия (третий этап) у внешкольного воспитания появилась направленность в сторону детей, обладающих большим социально-педагогическим потенциалом. Четвертый этап (40-50-е гг.) ознаменован политизацией внешкольных учреждений и общества в целом. В 60-е годы (пятый этап) приоритетными становятся уважение к увлечению ребенка, значимость его знаний и умений для коллектива. 70-80-е гг. (шестой этап) стали расцветом дополнительного образования. В этот период определились главные направления социально-педагогической деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание, и формы внешкольной работы. Последний, седьмой, этап развития системы дополнительного образования можно наблюдать сегодня. Этот этап можно охарактеризовать как индивидуализация образования, в частности выделение каждого ребенка как исключительного, со своим набором способностей и умений.

Из истории развития дополнительного образования можно увидеть, что основной тенденцией является возрастание внимания к личности как таковой, выделение ее из массы (индивидуализация), ориентация на развитие ее склонностей и осознание значимости этого процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Педагогические подходы к реализации программы профессиональной подготовки заливщиков металла
Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процесс ...

Возможности внеклассной работы в формировании краеведческих знаний младших школьников с ЗПР
Анализ данных, полученных в констатирующем эксперименте, подтвердил необходимость проведения систематической работы по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. Цель обучающего эксперимента: разработать систему занятий по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР ...

Предпосылки развития функциональной содержательно-методической линии в курсе алгебры основной школы
Современный школьный курс математики строится на основе содержательно-методических линий. Проблема изучения функциональной содержательно-методической линии в школьном курсе математики широко обсуждается в научной литературе. Различные ее аспекты освещены в работах известных математиков и методистов ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru