Для того, чтобы оценить роль общеобразовательного учреждения в процессе развития творческих способностей учащихся, последним был задан вопрос позволяет ли существующая школьная программа проявить им свои творческие способности. Большинство опрошенных (56 %) считает, что позволяет частично, 20 % удовлетворены полностью и также 20 % совершенно неудовлетворенны существующей школьной программой в направлении развития их творческих способностей. У 4 % респондентов вопрос вызвал затруднения.
Таким образом, можно сделать предположение о том, что учебная программа школьного образования направлена в основном на получение учениками общих знаний, по основным дисциплинам, и недостаточно направлена на развитие творческих способностей школьников, более того 20%, т.е. каждый пятый опрошенный считает, что система образования не предоставляет возможностей для творческого развития.
Для того, чтобы подтвердить это предположение и определить является ли действующая программа интересной для учащихся, респондентам был задан вопрос на сколько охотно они участвуют в творческих мероприятиях (праздниках, днях творчества, смотрах, концертах, каких-либо проектах и акциях), которые организует общеобразовательная школа.
Более половины опрошенных (52 %) ответили положительно, подтвердив тем самым, что программа кажется им интересной и они охотно принимают участие в воспитательной деятельности школы. Однако четвертая часть, а именно 24 % опрошенных, ответила, что у них нет желания участвовать в организации и проведении различных школьных мероприятий, что говорит о недостаточном заинтересовании этих школьников. Без особого желания принимает участие в мероприятиях 12 % и только в качестве зрителей также 12 % опрошенных. Следовательно, сделанное предположение о том, что учебная программа школьного образования недостаточно направлена на развитие творческих способностей школьников, является неинтересной и не устраивает половину опрошенных учеников.
На проблемы, связанные с недостаточностью действий учебной программы, может указать инициативность или безынициативность детей, их знание или незнание, куда и к кому обратиться за осуществлением своих потребностей. Для выяснения этого вопроса учащимся был задан вопрос, обращались ли они когда-нибудь с инициативой или просьбой о проведении дополнительных творческих мероприятий к учителям (администрации) школы.
Положительно ответили 40 % опрошенных, это указывает на то, что достаточно большая часть опрошенных учеников получает недостаточно возможностей для самореализации от учебно-воспитательной программы, но проявляет инициативу в организации и проведении школьных мероприятий. 44 % учащихся не обращались с подобными предложениями и 16 % опрошенных не знают куда обращаться. Следовательно, эти 16 % учеников, не задействованы в учебно-воспитательном процессе, по причине собственного нежелания или же потому, что оказались незамеченными своими учителями.
Ответившим положительно на предыдущий вопрос было предложено оценить, как руководство отреагировало на их предложения.
80 % обратившихся (32 % всех опрошенных) получили положительный ответ от руководства школы, 10 % обратившихся (4 % всех опрошенных) оценивают ответ администрации как поверхностный, и также 10 % (4 % всех опрошенных) говорят о безучастном отношении к инициативам обратившихся учеников. Стоит отметить, что отрицательного ответа не получил ни один из опрошенных учеников, а это значит, что система общего образования является открытой для пожеланий и предложений.
Развитие человека в разных областях деятельности, в том, числе и творческой, определяется главным образом его желанием развиваться, чтобы это определить, респондентам было предложено ответить на вопрос, хотели бы они получать дополнительные знания и навыки в какой-либо области творчества.
80 % опрошенных ответили положительно, такой большой процент, с учетом уже проанализированных вопросов, указывает на то, что в школе имеется потенциал, с которым нужно работать. 12 % опрошенных сообщили, что у них нет желания пробовать себя в творческих сферах, и 8 % затрудняются ответить на этот вопрос, что указывает на безынициативность опрошенных, вызванную, возможно, недостаточным вниманием школьной программы к интересам учащихся.
Новое в образовании:
Виды деятельности дошкольника
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения межд ...
Анализ школьных программ и учебников по русскому
языку для начальной школы
Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе. В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены пред ...
Современные подходы к развитию теоретического мышления у младших школьников
в процессе учебной и внеучебной деятельности
Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребенком из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами (явлениями), объяснять их, т.е. мыслить отвлеченно. Ученые изучали вопрос об ...