Интеграция России в европейское единое образовательное пространство

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Интеграция России в европейское единое образовательное пространство

Страница 1

В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа должна перейти на новую – уровневую систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые – федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Это очередной шаг России как участницы Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования. Это и стремление согласовать цели и результаты образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества.

Существуют внутренние социально-экономические причины, требующие внесения изменений в систему профессионального образования. Вводимая у нас двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) считается экономически оправдавшейся в ряде стран Европы и в США. Вступление в Болонский процесс воспринимается у нас, главным образом, как обязательство перейти на двухуровневую систему высшего образования. Однако для Евросоюза важно не столько единство структуры подготовки студентов по схеме бакалавриат-магистратура, сколько введение единых жестких требований к качеству образования, прозрачности критериев качества и обеспечение эффективного контроля.

Новая система (структура) ВПО включает в себя основные образовательные программы (ООП) подготовки бакалавров (первый уровень) и магистров (второй уровень). Подготовка бакалавров и магистров осуществляется в России и в настоящее время, однако большинство реализуемых вузами ООП – это программы подготовки дипломированных специалистов: инженеров, экономистов, экологов и т.д. (существующие ООП являются программами соответствующих «ступеней» ВПО и обучение по ним будет продолжаться до истечения нормативных сроков освоения этих программ лицами, принятыми для такого обучения ранее). В новой системе ВПО программ подготовки специалистов будет гораздо меньше, и перечень утвержден Правительством РФ.

Приступая к введению новой для нас многоуровневой системы высшего образования полезно понимать, что же она представляет и как построена в странах, для которых эта система является традиционной. Для россиян непривычны новые наименования выпускников вузов, поэтому разберемся в их происхождении и современном использовании.

Бакалавр – это первая академическая степень, или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Термин «академическая степень» используется в данном случае для обозначения приверженности к установленным традициям (академизму), свойственным европейской системе образования.

По версии, которую выдвинул академик РАН И.М. Стеблин-Каменский, происхождение слова бакалавр имеет арабские корни и изначально связано с образовательным процессом. Согласно этой версии первые университеты возникли в мусульманских странах, а затем по их подобию стали возникать университеты на юге Европы – в Италии, Испании, и преподавание там велось по арабским образцам. Учитель «наговаривал» свою науку ученикам, а они подробно записывали. Затем учитель тщательно проверял, что они усвоили, – и в конце манускрипта ставил свою подпись (по-арабски): бахакк-ур-авийа, что означало «по праву передачи». Если все было записано правильно, то ученик получал право передавать эту науку дальше. Таким образом, бакалавр – это тот, кто, получив соответствующий диплом, получал право обучать другого.

Маги́стр (от лат. magister – наставник, учитель) – вторая (высшая) академическая степень, начальная учёная степень, приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения). В средневековых университетах Европы существовали следующие академические степени: бакалавр, лиценциат и магистр. В 1240 г. магистры получили право избирать ректора – главу университета.

В России звание «магистр» вводится в 1803 г указом императора Александра I (обучение ведётся только на латыни). С 1819 г. впервые магистры пишут свои диссертации уже на русском языке. Тогда же были введена ученая степень доктора наук, а позднее и кандидата наук. В 1884 г. кандидатская степень отменяется и утверждается система магистр – доктор. В 1917 г. в России упраздняются все ученые степени и до 1934 г. ученых степеней нет.

При обращении к сфере образования других стран каждый раз следует уточнять, какой смысл вкладывается в наименование выпускника. Например, во Франции звание бакалавра присваивается выпускникам полной средней школы и даёт право поступления в вузы. Аналогом же бакалавриата в сегодняшней Франции выступает licence (т.е. французский лиценциат соответствует английскому, американскому или российскому бакалавру).

Евросоюз, проводя образовательную реформу в духе Болонского процесса, стремится найти максимальное число «точек соприкосновения» с образованием США, ориентируясь при этом на обеспечение своей конкурентоспособности в сфере высшего профессионального образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у детей положительных взаимоотношеий через совместную деятельность
В исследовании участвовали дети подготовительной к школе группы «АБВГДэйка» в количестве 15 человек. Контрольной группой была определена подготовительная к школе группа «Улыбка». Исследование проходило в 3 этапа: 1 этап констатирующий – сентябрь 2010г. 2 этап формирующий – октябрь 2010г. – март 201 ...

Взаимосвязь общения и идентичности
Общение является важнейшим источником самовосприятия. В свою очередь, некоторые особенности общения могут приводить к содержательным и структурным изменениям идентичности. Например, Р.М. Грановская и Ю.С. Крижанская (1994) считают, что такие особенности педагогического общения, как необходимость оц ...

Любовь как этический принцип педагогики
Многих из нас не так давно заинтересовал вопрос: «Почему дети разных стран одинаково любят книги про Гарри Поттера?» Как всякий проект массовой культуры, сопровождаемый агрессивной рекламой, романы Джоан Ролинг встречают неприятие. Но для того, чтобы оценить этический заряд этих книг, нужно попробо ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru