Интеграция России в европейское единое образовательное пространство

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Интеграция России в европейское единое образовательное пространство

Страница 1

В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа должна перейти на новую – уровневую систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые – федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Это очередной шаг России как участницы Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования. Это и стремление согласовать цели и результаты образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества.

Существуют внутренние социально-экономические причины, требующие внесения изменений в систему профессионального образования. Вводимая у нас двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) считается экономически оправдавшейся в ряде стран Европы и в США. Вступление в Болонский процесс воспринимается у нас, главным образом, как обязательство перейти на двухуровневую систему высшего образования. Однако для Евросоюза важно не столько единство структуры подготовки студентов по схеме бакалавриат-магистратура, сколько введение единых жестких требований к качеству образования, прозрачности критериев качества и обеспечение эффективного контроля.

Новая система (структура) ВПО включает в себя основные образовательные программы (ООП) подготовки бакалавров (первый уровень) и магистров (второй уровень). Подготовка бакалавров и магистров осуществляется в России и в настоящее время, однако большинство реализуемых вузами ООП – это программы подготовки дипломированных специалистов: инженеров, экономистов, экологов и т.д. (существующие ООП являются программами соответствующих «ступеней» ВПО и обучение по ним будет продолжаться до истечения нормативных сроков освоения этих программ лицами, принятыми для такого обучения ранее). В новой системе ВПО программ подготовки специалистов будет гораздо меньше, и перечень утвержден Правительством РФ.

Приступая к введению новой для нас многоуровневой системы высшего образования полезно понимать, что же она представляет и как построена в странах, для которых эта система является традиционной. Для россиян непривычны новые наименования выпускников вузов, поэтому разберемся в их происхождении и современном использовании.

Бакалавр – это первая академическая степень, или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Термин «академическая степень» используется в данном случае для обозначения приверженности к установленным традициям (академизму), свойственным европейской системе образования.

По версии, которую выдвинул академик РАН И.М. Стеблин-Каменский, происхождение слова бакалавр имеет арабские корни и изначально связано с образовательным процессом. Согласно этой версии первые университеты возникли в мусульманских странах, а затем по их подобию стали возникать университеты на юге Европы – в Италии, Испании, и преподавание там велось по арабским образцам. Учитель «наговаривал» свою науку ученикам, а они подробно записывали. Затем учитель тщательно проверял, что они усвоили, – и в конце манускрипта ставил свою подпись (по-арабски): бахакк-ур-авийа, что означало «по праву передачи». Если все было записано правильно, то ученик получал право передавать эту науку дальше. Таким образом, бакалавр – это тот, кто, получив соответствующий диплом, получал право обучать другого.

Маги́стр (от лат. magister – наставник, учитель) – вторая (высшая) академическая степень, начальная учёная степень, приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения). В средневековых университетах Европы существовали следующие академические степени: бакалавр, лиценциат и магистр. В 1240 г. магистры получили право избирать ректора – главу университета.

В России звание «магистр» вводится в 1803 г указом императора Александра I (обучение ведётся только на латыни). С 1819 г. впервые магистры пишут свои диссертации уже на русском языке. Тогда же были введена ученая степень доктора наук, а позднее и кандидата наук. В 1884 г. кандидатская степень отменяется и утверждается система магистр – доктор. В 1917 г. в России упраздняются все ученые степени и до 1934 г. ученых степеней нет.

При обращении к сфере образования других стран каждый раз следует уточнять, какой смысл вкладывается в наименование выпускника. Например, во Франции звание бакалавра присваивается выпускникам полной средней школы и даёт право поступления в вузы. Аналогом же бакалавриата в сегодняшней Франции выступает licence (т.е. французский лиценциат соответствует английскому, американскому или российскому бакалавру).

Евросоюз, проводя образовательную реформу в духе Болонского процесса, стремится найти максимальное число «точек соприкосновения» с образованием США, ориентируясь при этом на обеспечение своей конкурентоспособности в сфере высшего профессионального образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния информационных технологий на развитие количественных представлений у старших дошкольников
Базой исследования является ДОУ № 97 г.Магнитогорска. В эксперименте принимали участие дети старшей группы, в количестве десяти человек. Сроки проведения эксперимента с января по март 2007 года. Исследовательская работа включает в себя констатирующий и формирующий этапы эксперимента. Цель констатир ...

Дидактические игры в педагогических системах
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания к обучению детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические иг ...

Девиантное поведение детей и подростков
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru