Технология работы предполагает, и это уже не раз отмечалось, учета ситуации неблагополучия, оказания помощи ребенку с позиции гуманистического подхода с учетом его индивидуальных особенностей.
Естественно, что не остаются в стороне и полюбившиеся детям и родителям формы работы: это различные конкурсы, игры, праздники именинников, литературные вечера, спектакли. Все это, даже уже в таком юном возрасте для маленького человечка имеет большое значение, ибо именно комплексное получение знании, умении, навыков позволяет ему успешно идти по дороге жизни, воспитываясь именно на гуманистических ценностях.
Рассмотренные две модели воспитательных систем, позволяют сделать вывод не только о комплексном подходе в воспитании, но и в формировании единой системы взаимодействия с позиции обучения, воспитания, социальной защиты и поддержки. Объединение данных категории позволяет, во-первых, создать целостную систему, работающую в о взаимодействии с множеством механизмов жизнедеятельности ребенка; и, во-вторых – сделать воспитательный процесс более гибким, всеохватывающим, подстраивающимся под ребенка, а не под администрацию школы, в тоже время, удовлетворяя и ее требованиям.
Воспитательная система работы с младшими школьниками тем и отличается от других воспитательных систем, что она требует максимального вложения жизненного опыта, ценностей для закладки фундамента для бедующей социализации.
Ребенок – существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит, каким оно вырастит. Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку – задача всего общества. Это своего рода воспитание в широком свеем понимании, и наиболее полноценно эта помощь оказывается в школе и в семье. Школа – это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее, школа – единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность. И работа образовательного учреждения, а должна начинаться уже в начальном звене, с первого класса. Соответственно необходима определенная система работы, структурированная, подчиненная поставленным целям и механизмам их реализации.
Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Воспитание является составной частью социализации, которая происходит на протяжении всей жизни, но особенно важным является социализация в период детства. Рассматриваемый вопрос создания именно воспитательной системы, подразумевает, что именно в данный период происходи как закладка новых качеств личности, так и закрепление уже имеющихся, усвоенных на предыдущем этапе социализации ребенка.
Школа – учебно-воспитательная организация, специально создаваемая государством, основной задачей которой является социальное воспитание и обучение определенной возрастной группы населения.
Следовательно, школа, являясь основным институтом воспитания, играет ведущую роль по ряду причин: создание на ее базе относительно контролируемых условии жизнедеятельности ребенка; создание предстартовых позиции для успешного вхождения во взрослую жизнь; взращивание гуманистических идеалов ее воспитанников.
Школьный возраст является синзетивным именно для восприятия большого количества информации не только и не, сколько познавательного характера, сколько направленной на обогащение личностного социального опыта маленького человека. Также, как в дошкольном возрасте, важна игра для умственного и личностного развития, также в школьном важно общение и значимый социальный жизненный опыт всех участников учебно-воспитательного процесса.
Воспитательная система — это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Состоящая из пяти основных компонентов: индивидуально-групповой компонент; ценностно-ориентационный компонент; функционально-деятельностный компонент; диагностико-аналитический компонент; пространственно-временной компонент.
Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся, в котором она создается. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Успешность развития воспитательной системы зависит также от умения педагога правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности.
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы: этап проектирования системы; становления системы; стабильного функционирования системы; завершения функционирования или коренного обновления системы.
Новое в образовании:
Богородская игрушка
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Кра ...
Значение общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения совершенствуют деятельность двигательного анализатора в целом, активизируют обмен веществ, тренируют сердечнососудистую систему и дыхательный аппарат. Огромен обучающий эффект общеразвивающих упражнений. Являясь основным содержанием ежедневной утренней гимнастики и состав ...
Особенности развития математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста
Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать - основная задача для детей шестого года жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом с ...