Формирования экологической культуры посредством дидактической игры

Страница 1

Особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет игра. В младшем школьном возрасте игра и ее роль постепенно отодвигается на второй план, ведущей деятельностью становится учение. Однако это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей. Поэтому, эффективным методом формирования экологической культуры являются дидактические методы.

О. А. Ноздрова отмечает, что игра – это своеобразное отражение жизни. Она не уводит детей от жизни и деятельности, а наоборот является средством познания окружающего мира и подготовки детей к учению и труду. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. Игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал большое воспитательное значение игры, которая готовит ребенка к жизни. А. С. Макаренко подчеркивал значение игры, как средства всестороннего развития личности.

Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое.

Ту же мысль высказывал и А. М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» .

О. Я. Савченко отмечает, что структура игровой деятельности включает такие компоненты:

– побудительный – потребности, мотивы, интересы, которые определяют желание ребенка участвовать в игре;

– ориентировочный – выбор средств и способов игровой деятельности;

– исполнительный – действия, операции, которые дают возможности реализовать игровую цель;

– контрольно – оценочный – коррекция и стимулирование игровой деятельности.

В педагогическом словаре С. У. Гончаренко игра определяется, как форма свободного самопроявления человека, которая предусматривает реальную открытость миру возможного и разворачивается или в виде соревнования, или в виде изображения каких-либо ситуаций, состояний.

Игры способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться, как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

Одним из видов игр есть дидактическая игра. В педагогическом словаре С. У. Гончаренко дается такое определение дидактической игры. Дидактическая игра – это игра для обучения и воспитания дошкольников и младших школьников.

Л. В. Артемова отмечает, что дидактические игры используются для исполнения программных требований по родном языку, счете, для ознакомления детей с окружающей жизнью (общественным и природным). Их используют для закрепления и уточнение уже приобретенных детьми знаний. Они помогают педагогу расширять знания детей о предметах, их качества, о материалах, с которых они изготовляются эти предметы, развивать органы чувств, учить обобщать явления, сопоставлять, делать выводы. Кроме того, с помощью дидактической педагог совершает и определенные задания морального воспитания: развивает критичность к самому себе и других, воспитывает инициативность, самостоятельность и другое.

Своеобразие дидактической игры состоит в том, что она дает возможность педагогу совершать обучение, развитие умственных способностей, формирование ценностных качеств личности и взаимодействия детей в доступной для них игровой форме.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Психологические особенности детей с нарушениями в развитии
Известно, что дети с нарушением в интеллектуальном развитии очень часто начинают свое обучение в массовых школах, и только там учителя распознают умственное недоразвитие, которое обусловлено поражением определенных мозговых систем во внутриутробном или в самом раннем периоде жизни ребенка в связи с ...

Описание курса 9 класса «Общие закономерности развития»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных учреждений, а также лицеев и гимназий. Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в общеобразователь ...

Различные подходы к определению понятия функции
Обоснование функциональной линии как ведущей для школьного курса математики — одно из крупнейших достижений современной методики. Однако реализация этого положения может быть проведена многими различными путями; многообразие путей вызвано фундаментальностью самого понятия функции. Для того чтобы со ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru