Формирования экологической культуры посредством дидактической игры

Страница 3

В. П. Горощенко, И. А. Степанов говорят, что большое значение дает применение игр во время экскурсий на природу. Раскрыть перед детьми разнообразие и красоту окружающей действительности, обратить внимание на малозаметные, но существенные признаки мира растений и животных значительно легче, если привлечь учеников к активному эмоциональному восприятию.

Учитель может использовать игры, загадки, шарады, викторины и т.д. в зависимости от целей, содержания, знаний учащихся, применяемых методов и приемов обучения.

Как ранее было указано, экологическая культура – это совокупность экологических знаний, позитивного отношения к этим знаниям и реальная деятельности по охране окружающей среды. Поэтому в процессе использования дидактической игры мы должны формировать у учащихся экологические знания и умения, ответственное отношение к окружающей среде.

Для достижения этих целей существует большое количество дидактических игр. Например, игру «Ну-ка накорми» мы можем использовать для формирования понятий конкуренции. Детям нужно выбрать роль, то есть, какое животное он сегодня будет представлять. Затем детям даются фишки с разнообразной пищей, их задача выбрать те фишки- пищу, которые соответствует их персонажу. Затем ученики объясняют свой выбор.

Игра «Почему мы здесь живем?» помогает дать детям понятие о распространении живых организмов на тех или иных территориях, наличия необходимых факторов, возможные причины исчезновения организмов. Также мы можем использовать такие игры, как «Что сначала, что потом?», «Овощи и фрукты», «Кто, где живет?».

Ученые отмечают, что при повторении отдельных тем, связанных с природой Украины или родного края, учитель может предложить по картам определить зверей и птиц, сказать, где они встречаются, какие особенности имеют место их проживания, дать им краткую характеристику.

Можно использовать для закрепления материала о животных и растениях Красной книги можно использовать лото. С этой целью учитель раздает карточки группе учащихся и называет какое-нибудь растение или животное, учащиеся закрываю его, только если оно занесено в Красную книгу Украины. Кто быстрее закроет все объекты и назовет их правильно, тот и выиграл.

Много игр можно организовать с целью проверки детьми знаний природоведческих объектов и их краткой характеристики. Это могут быть задания: определить растения по гербария, открытки с изображениями животных, муляжи овощей и фруктов, находящиеся в вашей местности. Для проверки умения классифицировать объекты можно предложить определить по гербария полевые культуры, ветки лиственных и хвойных деревьев, растения луга; отобрать растения, произрастающие в тундре, тайге, смешанных лесах, пустыне и т. д.

Л. В. Артемова говорит, что для развития сообразительности учащихся в начальных классах широко используют загадки. Загадка всегда неполное, но очень точное описание какого-либо предмета или явления природы. Природа, окружающая человека, дает огромные возможности для создания загадок о растениях, животных, об отдельных природных явлениях. Учителю, важно продумать на каком именно этапе урока будет применяться загадка.

Вносят оживление, снимают усталость рифмованные загадки, которые могут использоваться на уроке.

Когда какую-либо игру используют слишком часто, возникает опасность потери интереса детей к ней, потому что исчезает новизна.

Объяснение учителя во время игры должно быть лаконичным и понятным, пробуждать интерес.

О. Я. Савченко указывает, что некоторые учителя считают, что дидактические игры целесообразнее использовать в конце урока, поскольку в это время дети более уставшие. Это ошибочное мнение, часто игровая ситуация может стать хорошим началом урока. В игровой форме можно эффективно ознакомить детей с новым способом действий, оживить процесс тренировочных упражнений.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Дидактический материал, позволяющий знакомить детей с дробями
1. Математическая пирамида "Сложение" (серия "Дроби"). В серию «Дроби» входят две пирамиды для наглядного изучения долей целого числа и тренировки навыков сложения дробей. В наборе "Доли целого" дробь изображается как часть прямоугольного, или круглого, торта. Пирамиду ...

Убеждение как важнейший метод воспитания
Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждый учитель. Нельзя безответственно бросаться сл ...

Характеристика основных функций процесса обучения
Дидактика выполняет следующие основные функции: 1) познавательную (научно-теоретическую); 2) практическую (конструктивно-техническую). Познавательная функция. Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru