О. Я. Савченко выделяет такие структурные составные дидактической игры: дидактические задание, игровой замысел, игровое начало, игровые действия, правила дидактической игры .
Дидактический замысел игры определяется в соответствии с программой с учетом возрастных особенностей детей. Игровой замысел – следующий структурный элемент дидактической игры. Дидактическое задание в игре сознательно маскируется, оно представляется перед детьми в виде интересного игрового замысла. Детей привлекают воспроизведение воображаемого сюжета, активные действия с предметами, загадки, тайны, проверка своих возможностей в соревновании, ролевое преображение, общая двигательная активность.
На создание игровой атмосферы существенным образом влияет игровое начало. Оно может быть обыкновенным, когда учитель сообщает название игры и направляет внимание детей на присущий дидактический материал, объекты действительности, и интригующим, интересным, занимательным, тайным. Игровые действия – способ реализации игрового замысла и в тоже время осуществления поставленного педагогом задания. Правила дидактической игры дети воспринимают как условия, которые поддерживают игровой замысел; их невыполнение уничтожает игру, делает ее неинтересной.
Успех дидактических игр, в определенной степени, зависит от правильного использования в них игрового оборудования, игрушек, геометрических фигур, природного материала и др.
В процессе игры дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
А. К. Бондаренко отмечает, что подведение итогов игры в связи с такой возрастной особенностью детей как нетерпимость, желание сразу узнать о результатах деятельности, проводится сразу после их завершения. Это может быть подсчет баллов, определение команд-победителей, награждение детей, которые показали лучшие результаты. При этом следует тактично поддержать и других участников игры.
С. У. Гончаренко отмечает, что дидактические игры развивают сенсорные (чувственные) ориентации детей (на цвет, форму, размер, расположение предметов в пространстве), наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, умение считать. Они имеют также важное значение для морального воспитания, опираясь на развитие целенаправленности, выдержки, самостоятельности умения действовать согласно с определенными нормами.
Дидактические игры используются в начальной школе и исполняют такие функции: активизируют интерес и внимание учащихся; развивают познавательные способности; развивают память, внимание, мышление, закрепляют знания, умения и навыки; тренируют сенсорные умения, навыки.
Правильно построенная, интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребенка.
В обучающем процессе игровая деятельность имеет форму дидактической игры, игровой ситуации, игрового приема, игрового упражнения.
Л. В. Артемова выделяет такие виды дидактической игры: сюжетно-ролевые; игры-упражнения; игры-драматизации; игры-конструирования.
Сюжетно-ролевые или творческие это игры, особое место в которых, занимают сами дети. Такой вид игры наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важные воспитательные задачи.
Дидактические игры могут быть только в словесной форме, соединять слово и практическое действие, слово и наглядность, слово и реальный предмет.
А. К. Бондаренко говорит, что воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения возможных игр.
Новое в образовании:
Понятие об абилитации и реабилитации у детей с ДЦП
Термин «реабилитация» в детском возрасте и у взрослого человека имеет разное содержание. У взрослого человека реабилитация это достаточно ограниченный во времени процесс, направленный на повторное приспособление личности больного к социально-бытовой среде через восстановление нарушенных функций и т ...
Виды декоративно – прикладного искусства
Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в ...
Ценность творческого развития и роль дополнительного
образования с позиции ученика
Для выявления мнений учащихся по вопросам развития творческих способностей личности с точки зрения учащихся был проведен анкетный опрос, включавший опрос 100 респондентов, в возрасте от 14 до 16 лет. Для проведения анкетирования были заняты учащиеся учреждений общего образования, Гимназии №1, им. А ...