Коррекционнное сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Педагогика и воспитание » Коррекционнное сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Вопросы психолого - педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в настоящее время приобрели существенную значимость в связи с широким распространением данной патологии среди детей: от 2 до 45%.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ — это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность. СДВГ начинается в детстве и может сохраняться во взрослом состоянии

Большинство исследователей признают выраженные характерологические особенности у детей с СДВГ, основными из которых являются: низкая уверенность в себе, плохая сообразительность, сниженная общительность, быстрая смена настроения, эмоциональная лабильность, раздражительность, импульсивность, низкая познавательная активность, склонность к реакциям гнева и страха, усиление потребительской ориентации и развитие социальной инфантильности. Такие дети более подвержены депрессии, легко расстраиваются из-за неудач, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Почти не реагируют на наказание, но легко отвечают на малейшую похвалу. Следовательно, для детей с СДВГ оптимальна позитивная модель воспитания, предполагающая не только отказ от наказаний, но и повышение самооценки ребёнка за счёт похвалы и одобрения. Вследствие высокого уровня личностной тревожности эти дети склонны воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность. Это способствует снижению самоконтроля и уверенности в своих силах, в случае ошибок в деятельности у детей наблюдается неадекватное отношение и стремление объяснить их внешними причинами, появляются раздражительность, нетерпеливость. Поэтому для таких детей необходимы игры, направленные на снятие тревожности и эмоционального напряжения: разрывания бумаги, рисование красками, бросание теннисных мячиков в стену, метание дисков и др.

В отношениях с ровесникам такие дети агрессивны и требовательны, не умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят сопереживать. Не любят уступать в чём-либо и никогда не признаются в своей неправоте, стремятся к лидерству, но не умеют взаимодействовать с другими. Свойственные им колебания настроения, взбалмошность, безудержная болтливость, навязчивость в общении и в то же время обидчивость, эгоистичность настраивают против них других детей. Родители часто жалуются, что их дети не имеют друзей, сверстники отказываются с ними играть. При социометрических исследованиях дети СДВГ получают от своих товарищей зачастую отрицательную характеристику: они являются «причиной беспокойства», «докучают другим детям». Из-за неприязни со стороны сверстников и стремления верховодить они вынуждены общаться с самыми покладистыми или с более младшими. У ребёнка с СДВГ наблюдаются сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и со взрослыми. Уже в раннем возрасте в поведении гиперактивных детей отмечаются негативизм, антагонистическое отношение к окружающим. Это диктует необходимость обучения таких детей навыкам эффективного взаимодействия с другими людьми с помощью игро-, сказко - и арт- терапии, проведения различных тренингов. Многие педагоги оценивают нарушенное поведение детей с СДВГ как пороки воспитания. Но неумение управлять своими действиями и эмоциями является следствием задержки созревания высших корковых функций и слабым развитием ассоциативных связей между структурами мозга. Поэтому таким детям необходима не только медикаментозная, но и психологическая поддержка, направленная на приобретение ребёнком навыков физического и психического самоконтроля.

Для детей с СДВГ характерны трудности в освоении чтения, письма, счёта. Но это связано не с дефектом интеллекта, а с запаздывающим и зачастую, негармоничным развитием высших психических функций. Имея неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к интеллектуальным играм, рисованию, что приводит у них к отсутствию тяги к систематическим, требующим внимания занятиям. Нарушения концентрации внимания приводят также к изменениям целенаправленного поведения: произвольное внимание у гиперактивных детей ещё не развито, поэтому ребёнок постоянно переходит от одного занятия к другому и ни одно не заканчивает. В связи с этим следует обогатить программу сопровождения детей с СДВГ мероприятиями, направленными на тренировку произвольного внимания, выработку навыка усидчивости.

Время, в течение которого такие дети могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут. По истечении его они теряют контроль над умственной активностью и наступает период «отдыха» (3-7 минут) перед следующим рабочим циклом. В момент «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова педагога не реагирует. Затем, умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается», и произвольное управление интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным. Такое «цикловое» функционирование мозга необходимо использовать на занятиях в ДОУ; каждые 10 минут детям следует давать возможность подвигаться.

Кроме дефицита внимания для гиперактивных детей характерны нарушения памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость. С раннего возраста дети с СДВГ отличаются низкой эмоциональные ограничения аффективными реакциями и агрессивностью. Требования окружающей среды превышают возможности ребёнка. В результате развивается состояние постоянного напряжения, которое внешне проявляется невротическими симптомами: сосание пальцев, обкусывание ногтей, нарушениями сна и аппетита. Поэтому необходимо своевременное оказание им медико - психолого - педагогической помощи для предотвращения перехода функциональных отклонений в клинические формы.

У детей с СДВГ к 7 годам все функции мозга ещё не созревают, поэтому они не готовы к обучению в школе, что приводит к срыву компенсаторных механизмов ЦНС и развитию школьного дезадаптационного синдрома. Поэтому диагностику и реабилитацию имеющихся расстройств необходимо проводить в максимально ранние сроки, до окончания созревания функциональных мозговых структур (10-12 лет) пока ещё возможно включение компенсаторных механизмов.

Кроме описанных поведенческих, характерологических и когнитивных расстройств у половины детей с СДВГ выявляются двигательные и координационные нарушения: недостаточность мелкой моторики (завязывание шнурков, вырезание ножницами, раскрашивание, письмо), нарушение равновесия (дети часто спотыкаются при ходьбе, им трудно кататься на роликовой доске и двухколёсном велосипеде), зрительно-пространственная координация (дети испытывают трудности в играх с мячом). Несмотря на то, что крупная моторика развита достаточно хорошо, дети с СДВГ имеют заметные трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации (например, быстрые попеременные движения, повороты рук вовнутрь и наружу – пронация, супинация и др.). Часто недостаточная сформированность мелкой моторики сочетается с недоразвитием навыков самообслуживания. Родители отмечают, что такие дети неаккуратны, неряшливы, долго не могут научиться самостоятельно одеваться и обуваться. В дошкольном возрасте они часто испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков. Из-за отставании в развитии навыков опрятности поддержание гигиены тела вызывает определённые затруднения.

Недостаточное развитие мелкой моторики делает ребёнка неуспешным на занятиях конструированием, лепкой и рисованием. При обучении письму могут появляться неправильное написание элементов букв, «зеркальное» письмо, недописанные буквы. Поэтому, кроме стандартного комплекса упражнений на развитие ловкости и координации движений рук, следует обучить ребёнка самомассажу кистей, обогатить досуг вышиванием, бисероплетением, вязанием крючком, выжиганием, выпиливанием, лепкой, нанизыванием и раскрашиванием макаронных изделий, рисованием пальцами, ладонью, губкой.

Исследователи СДВГ считают, что синдром может в неизменном виде перейти из детского в подростковый и юношеский возраст или наблюдаться в остаточном состоянии с уменьшением интенсивности его признаков. Симптомы, связанные с дефицитом внимания, с возрастом уменьшаются, тогда как гиперактивность и импульсивность имеют тенденцию к сохранению. Все это может служить благоприятной почвой для возникновения ряда психических заболеваний (неврозов, психопатий), школьной и социальной дезадаптации, антисоциальных поступков и правонарушений.

Новое в образовании:

Методика обучения общеразвивающим упражнениям на разных возрастных этапах
Руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты: 1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений. 2. Раздача пособий. 3. Способы подачи упражнений. 4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений. На первом этапе об ...

Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как изв ...

Работа по профилактике травматизма
Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru