Структура и виды дидактических игр

Страница 4

Первая группа: предметные игры детей дошкольников как манипуляция с игрушками и предметами.

Вторая группа: игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане игры-путешествия. Они особенно популярны среди младших подростков. Игры- путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских "экспедиций", совершаемых по книгам, картам, документам. "Экспедиции", "походы", "поездки", "путешествия" совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, спецкора, метеоролога, топографа и т.д. Учащиеся ведут дневник, пишут письма "с мест", собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающие своеобразие этой формы деятельности.

Третья групп: игры, которые используются как средства развития познавательной активности детей и подростков - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм, есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории зоологии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов. Как правило, они требуют от школьников умение расшифровывать распутывать, разгадывать, а главное - знать сам предмет Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ученик учится не преднамеренно, не произвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения то есть так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Между собственно обучением и дидактической игрой существует общность и существенные различия.

Обучение, как правило, включает два компонента сбор нужной информации и принятия правильного решения. Эти компоненты обеспечивают дидактический опыт учащегося. Но приобретение опыта требует большого опыта. Обычно время, отведенное, например, на решение определенных задач не велико. "Увеличить приобретение такого опыта" учащимся, научить их самостоятельно тренировать это умение можно с помощью игр.

Четвертая группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную действительность взрослых.

Пятая группа интеллектуальных игр - игры - упражнения, игры -тренинги, воздействующие на психическую сферу. Эта группа игр построена на самопроверке личных возможностей школьника. В первую очередь это игры на внимание, игры приучающие детей ценить время, развивающие глазомер, тренирующие наблюдательность, игры, развивающие быстроту реакции и координацию движений, творческие способности, воздействующие на эмоции и чувства детей и т.п. К ним С.А. Шмаков относит игры - тесты - вопросники, тесты-задачи, игры предпочтительного выбора, игры упражнения целевого назначения.

Целенаправленные игры-упражнения - активное педагогическое средство воспитания детей. В них откровенно много дидактизма, но школьники любят и принимают их именно как игры - проверки своих качеств. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит побуждают их познавательную активность. Когда дети увлечены игрой они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия, психологические барьеры. Таким образом, в играть происходит непосредственный переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собой, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Формирование потребности в логических рассуждениях у учащихся начальной школы
Неподготовленность учеников к доказательствам в основной и средней школе - одна из важнейших причин возникновения трудностей. Исследования психологов школы Выготского позволяют утверждать, что подготовку можно и нужно начинать уже в начальной школе. Анализ программ и действующих учебников показывае ...

Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Рассматривая профессиональные компетенции как рефлексивно-смысловые личностные образования и дифференцируя их по методологическим признакам общности, особенного и единичного, мы пришли к выводу, что не все профессиональные компетенций студента профессиональных учебных заведений можно сформировать и ...

Работа по профилактике травматизма
Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru