Опросник Снайдера состоит из 10 вопросов и оценивается по трем шкалам:
Низкий коммуникативный контроль, устойчивое поведение и нежелание меняться в зависимости от ситуации, здесь же присуща излишняя «прямолинейность».
Средний коммуникативный контроль – это искренность и не сдержанность в эмоциональных проявлениях.
Высокий коммуникативный контроль – гибкость на изменение ситуации, вхождение в любую роль и состояние предвидеть впечатление собеседника.
В итоге заполнения тестов получается наглядная картина особенностей уровня коммуникативной компетентности у испытуемых.
Таблица №1
№ |
Фамилия Имя испытуемого |
1 тест (до) |
2 тест (до) |
1 тест (после) |
2 тест (после) |
При проведении теста на самоконтроль в общении у учащихся с нарушениями в развитии, особых проблем не возникало. Но при проведении второго теста на оценку уровня общительности всплыла проблема абстрактного мышления и воображения. В ответе на первый вопрос у многих учащихся возникал ответный вопрос: «С кем встреча?», если с друзьями, то не нервничаю, а если с учителями или директором, то волнение присутствует. Однозначный ответ «Да» возник у всех детей на восьмой вопрос о долге, но при дальнейшей беседе выяснилось, что не все напомнят об этом, здесь возникает чувство стеснения, боязни. Большинство детей в ответе на двенадцатый вопрос не хотят участвовать в разборе какой-нибудь конфликтной ситуации, объясняя это тем, что: «решайте все без меня». Так же возникла проблема с не высказыванием своего собственного мнения в ответ на мнение собеседника, боязнь быть не понятым, смешным или «неуклюжим» в общении – вот главные проблемы.
И для того, чтобы развить коммуникативную компетентность в обоих группах, мы обратились к двум ролевым играм: «Акционерное предприятие» и «Катастрофа на воздушном шаре», предложенным
Н. Козловым в книге «Лучшие психологические игры и упражнения».
«Акционерное предприятие»
Подготовительная часть
Нам необходимо организовать акционерное предприятие на острове. Здесь достаточно природных богатств, поэтому с сырьем проблем не будет. Но чтоб, обеспечить всех жителей острова всем необходимым, нужно обеспечить производство, нужно занять всех людей так, чтобы каждый мог принять участие в его работе. Акционером может быть каждый. Для этого нужно представить в учредительный фонд нечто: либо товары, либо идеи, либо деньги. При этом, чем больше будет вклад, тем больше будет процент доходов. Задача каждого из вас – до следующей вашей встречи подготовить свои реальные предложения по вашему участию в акционерном обществе. Идеальный вариант, если каждый из вас будет стремиться получить контрольный пакет акций. Как оценить в процентах ваш вклад? Зададим ситуацию следующим образом. Вы на необитаемом острове и готовитесь пожить на нем не менее года и будете обеспечивать себя и своих коллег по несчастью всем необходимым. А через год вы создадите условия, чтобы вернуться домой. Вся задача оценивается в 100%. Какую часть всей задачи вы берете на себя? Вам нужно обосновать свои требования и убедить в этом всех присутствующих. Итак, домашняя работа каждому: имея задачей в течение года прокормить и обеспечить всем необходимым экипаж потерпевшего крушение судна, находящегося на необитаемом острове, обеспечить через год возвращение на родину. Вся задача – 100%. На какие составляющие вы поделите эту общую задачу? И какую часть вы возьмете на себя?
Новое в образовании:
Роль игры в развитии ребенка
«Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культура». Зигмунд Фрейд писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения ...
Основные аспекты информационной безопасности в школе
Информационная безопасность в школе – составное понятие, включающее технические, этические и правовые аспекты. Сейчас учителя-предметники встают на один уровень с учителем информатики. Информатика становится интегрированной в другие предметы, развивается метод учебных проектов. Многие истины школьн ...
Сущность понятия «экологическая культура»
Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология. Сферу реальной жизнедеятельности человека, можно назвать экологической культурой. В понятие экологической культуры входят два компонента: экология и культура. В педагогическом словаре С. У. Гончаренко культура понимается ...