В настоящий момент система дошкольного образования переживает период перехода от четкого и бесприкословного следования и, соответственно, использования только единой образовательной программы в работе с детьми к интегрированию образовательных программ и вариативных технологий, методик в контексте развивающего обучения.
Так, Закон РФ «Об образовании» декларировал дошкольным учреждениям право выбора программ и технологий для оптимизации воспитательно-образовательного процесса; осуществлять выбор специфического направления своей деятельности; выбор конкретной модели учебно-воспитательного процесса, который основывается на социальном заказе общества (с учетом федеральных стандартов образования и региональных составляющих), особенностях контингента детей-воспитанников, профессиональной подготовленности педагогических кадров и т.п.
Существует некоторое количество образовательных программ, утвержденных Министерством образования РФ, каждая из которых осуществляет акцент на различные стороны развития личности дошкольника, но все они направлены на одно - полноценное всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника.
Заявленная проблема настоящей курсовой работы по-разному (в различной мере,степени) отражена в образовательных программах. Хотелось бы остановиться на 4-х наиболее распространенных (по внедрению и реализации) в дошкольных образовательных учреждениях нашего города:
«Детство», авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики – В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Л.М. Гурович.
«Радуга», автор Т.Н. Доронова,;
«Программа воспитания и обучения в детском саду», автор М.А.Васильева;
«Развитие», автор - учебный центр Л.А. Венгера
«Программа воспитания и обучения в детском саду»
(автор М.А.Васильева)
Цель программы – всестороннее и гармоничное развитие и воспитание детей. Программа предусматривает физическое, умственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к школе. Большое внимание в программе уделено развитию речи детей: для каждой возрастной группы определен уровень речевого развития детей, дана последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексическим (обогащение словаря) и грамматическим строем. В программе по каждому разделу ( познавательное развитие , речевое развитие, игра) и каждому возрастному периоду четко и достаточно подробно прописываются задачи воспитания и предполагаемый результат – «к концу учебного года дети должны уметь…» Дидактические игры с четко обозначенными дидактическими задачами. В разделе познавательное развитие четко не прописаны: степень и частота использования самих дидактических игр с этой целью, а также отсутствует перечень самих рекомендованных дидактических игр. Перечень дидактических игр представлен только в разделе «Музыкальное воспитание».
«Радуга»
(автор Т.Н.Доронова)
Одним из центральных моментов программы является выработка личностно-ориентированного стиля общения взрослого с детьми в соответствии со спецификой каждой возрастной группы; особое значение придается задаче психо-эмоционального благополучия, охране и укреплению здоровья через формирование привычки к здоровому образу жизни дошкольника для их эффективного развития и обучения. В программе четко прописаны задачи для каждой возрастной группы, по каждому из разделов и обозначены основные пути их решения; для полноценного развития и образования личности имеются рекомендации по созданию развивающей предметной среды; в разделе познавательного развития - «Ребенок познает мир» интересно и достаточно подробно прописаны методы и приемы работы с детьми с использованием дидактических игр как одного из многообразия средств, но в свою очередь, недостаточно обозначены сами дидактические игры и дидактические задачи, которые они решают, хотя и имеется небольшой перечень этих игр, но при этом, раздела «Игра» нет.
Речевые задачи прописаны не отдельно, а в контексте всего процесса воспитания и развития ребенка. Слабо отмечается наличие уровневой дифференциации в каждом из разделов программы.
«Развитие»
(автор - учебный центр Л.А.Венгера)
Основными целями программы явились развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности. Речевое развитие детей прописано в разделе «Ознакомление с художественной литературой». Задачи речевого развития детей прописаны, имеется четкая уровневая дифференциация речевого развития (всех компонентов: словарь, связная речь, грамматическое оформление речи и т.д.), но в работе с детьми по развитию имеются постоянные ссылки на Ушакову О.А. «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Речевое развитие осуществляется, в основном, в процессе всей деятельности детей, хотя, как таковые, занятия имеют место, но их, недостаточно. Познавательное развитие прописано полно, четко: задачи, методы и приемы, рекомендации по работе с детьми, уровневые дифференциации. Имеется раздел «Рекомендации по развитию игровой деятельности», где четко выделены две разновидности игровой деятельности – сюжетно-ролевые игры и игры с правилами; хотя, дидактические игры входят в состав игр с правилами, но само их название опущено - дидактические игры, как таковые, не прописаны, нет их перечня.
Новое в образовании:
Индивидуально-ориентированный образовательный процесс в вузе
Историографический анализ литературы позволил установить, что проблема индивидуализации обучения не нова: ее идеи восходят к трудам древних философов и ученных, а затем они воплотились в идеях природосообразности и культуросообразности воспитания (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, А.Дистер ...
Стили декупажа
Среди стилей декупажа на сегодняшний день лидерские позиции занимает кантри в представительстве французского прованса, шебби-шик, викторианский стиль (консерватизм, классика, красное дерево, состаренная роскошь, аристократические узоры тканей, благородные цвета), милитари (хаки, строгие формы, мета ...
Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР во внеклассной работе
Результаты обучающего эксперимента были учтены при разработке методических рекомендаций по повышению эффективности формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. 1.В настоящее время действующие в специальных (коррекционных) школах VII вида программы строятся по принципу сочетания трех ...