Анализ образовательных программ по проблеме исследования

Страница 4

Предмет исследования – особенности процесса речевого развития (в частности, обогащение и активизация лексической стороны речи – словаря) у детей старшего дошкольного возраста.

База экспериментального исследования: Муниципальный детский сад комбинированного вида № 64 (МДСКВ №64)

Гипотеза исследования – есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут качественные и количественные изменения в речевом развитии (в частности, обогащение и пополнение словаря) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из способов руководства познавательной деятельностью, а также при использовании всех средств коррекционного педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.

В соответствии с целью данного исследования запланированы и проведены 3 этапа эксперимента:

I ЭТАП – констатирующий. Выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет): определение уровня сформированности словарного запаса, уровня развития связной речи, изучение грамматического строя речи.

II ЭТАП – формирующий. Составление коррекционной программы (отбор содержания дидактических игр и простроение системы использования дидактических игр по решению заданной проблемы) и реализация собственно коррекционной работы (экспериментальная группа детей).

III ЭТАП – контрольный. Выявление степени эффективности проведенной коррекционной работы: подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

Методы исследования

Методы исследования определялись теоретическими позициями отечественной педагогики, психологии и задачами данного исследования.

Теоретические:

Анализ психолого – педагогической литературы ( Выготский Л.С., Тихеева Е.И., Леонтьев АН, Эльконин ДБ, Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М.,.Веракса Н.Е, Смирнова Е.О,, Бондаренко А.К., Михаленко-Короткова Н.С.)

2. Формирование гипотезы.

Практические: Педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария (методики), проведение диагностики, анализ полученных результатов, собственно развивающая работа (формирующий эксперимент), повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов, выводы.

Таким образом, реализация поставленных задач исследования оказалась возможной в результате:

- проведения обследования, включающего в себя изучение состояния словаря детей, состояния грамматического строя речи и степени развития связной речи

- анализа существующих методик коррекционной работы с детьми 5-7 лет, анализа и отбора всего многообразия дидактических игр по развитию речи детей;

- проведения системной развивающей работы с детьми выделенной группы.

Методические указания: необходимо выявить способность детей быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

Задание 1а. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обобщающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем подобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Если наряду с верными выборами сделаны неверные, то все задания оцениваются 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

Задание 2б. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову одно слово, близкое по значению. Всего предъявляются 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка 10 баллов: 1 балл – подобранное слово является синонимом названного; 0 баллов- подобранное слово соответствует семантическому полю заданного.

Задание 3в. Подбор определений.

Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза., яблоко, лиса, девочка. Высшая оценка 10 баллов: 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих заданному; 1 балл - менее 3 слов; 0 баллов – ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей
Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно организовать деят ...

Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Рассматривая профессиональные компетенции как рефлексивно-смысловые личностные образования и дифференцируя их по методологическим признакам общности, особенного и единичного, мы пришли к выводу, что не все профессиональные компетенций студента профессиональных учебных заведений можно сформировать и ...

Особенности методики формирования математической грамотности в образовательной программе "Школа 2100"
В соответствии с программой курса "Моя математика" программа "Школа 2100" авторы Т.Е. Демидова С.А. Козлова А.П. Тонких к концу обучения во втором классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: различать истинные и ложные высказывания (верные и неверны ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru