Анализ образовательных программ по проблеме исследования

Страница 2

«Детство»

(авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики

В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Л.М. Гурович)

Девиз программы «Детство» : «Чувствовать- Познавать-Творить». Эти три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придают программе целостность и единую направленность. Так, вторая линия «Чувствовать» - задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Как уже понятно из задачи, данная программа уделяет серьёзное вниманию развитию познавательной активности, развитию умственных способностей и речи. В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника, программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и воображения. Развитие любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания ( люди и их отношения., мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.) Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.). Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию. В разделе «Познавательное развитие» хорошо прописаны задачи развития, имеется уровневая дифференциация, обязательным элементом познания является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, систематически используются дидактические игры как средство познания; предложены конкретные практические рекомендации по созданию и поддержанию развивающей предметной среды. Особо подчеркивается роль книги как источника знания. Познавательное развитие постоянно контролируется ( есть ли у ребенка познавательный интерес; может ли он принять или поставить самостоятельно и решить познавательную задачу и т.д.). В программе четко, подробно прописаны для каждого возрастного периода жизни дошкольника задачи по развитию речи (в частности, развитие словаря): например, активно владеть бытовым словарем; точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, их строение, материал и его особенности. Продолжать осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (розовый, бежевый и т.д.), формы, размер и другие признаки объекта. Ведущим содержанием словарной работы является освоение детьми осознанного использования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения и т.д. В разделе «Развиваем речь детей» подробно прописаны все направления работы по развитию речи, четко описаны уровни усвоения программы, например: Низкий. Ребенок имеет бедный словарный запас, затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает ошибки в лексическом значении слов, не правильно употребляет слова-антонимы, слова-синонимы и т.д Средний. Словарный запас достаточный. Оперирует в повседневной речи слова-синонимы, слова-антонимы, речь выразительна, но допускает незначительные ошибки. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки и т.д. Высокий. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен в высказываниях. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь выразительная и т.д.

Для каждой возрастной группы выделены дидактические задачи, которые должны решать дидактические игры, указано содержание и их перечень, описаны необходимые игровые умения, уровни усвоения программы по дидактической игре. Так, например: Низкий. Игры однообразны. Ребенок тяготеет к шаблонным оным сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях с игрушками. Ролевой репертуар беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. В играх с готовым содержанием упускает правила, увлекаясь процессом игры. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены. Средний. Ребенок охотно участвует в играх. Разворачивает (личные сюжеты (бытовые, трудовые, общественные, по мотивам знакомых сказок). Игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью. Участвует в создании игровой обстановки. Называет свою роль и роли других участников игры. Действует в принятой роли, пытается передать не только систему действий, но и характер игрового персонажа. По предложению воспитателя использует общепринятые способы распределения ролей в случае споров (считалки, жребий, очередность). Высокий. У ребенка разнообразные игровые интересы. В игpax он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре. Придумывает игры с «продолжением», активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах. Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и nil других ролях. Знает много настольно-печатных, словесных игр, считалок, прибауток.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Сводный тематический план дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники»
Содержание и разделы дисциплины указаны в сводном тематическом плане (таблица 1). Сводный план разрабатывается на перспективу и охватывает весь объем дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники» с разбивкой его по темам и часам. Таблица 1. Сводный тематический план по дисципли ...

Исследование коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Потребностно-мотивационная основа деятельности общения - это база способствующая развитию КФР. Именно коммуникативные задачи, встающие перед детьми, стимулируют развитие соответствующих речевых средств общения. Следовательно, для развития речи ребенка недостаточно просто предлагать ему различный яз ...

Этапы мыслительной деятельности и признаки ее развития
Не смотря на многообразие конкретных мыслительных задач, любую из них можно рассматривать как процесс поэтапного движения к ее разрешению. В конкретных случаях отдельные этапы мыслительного действия могут отсутствовать или перекрывать один другой, но в основном эта структура сохраняется. Психология ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru