Анализ образовательных программ по проблеме исследования

Страница 5

Обработка данных.

После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление состояние словаря, подсчитывается суммарная оценка и выводится лексический уровень развития ребенка:

Высокий уровень – 45-50 баллов

Средний уровень- 32-44 баллов

Низкий уровень – менее 32 баллов.

Изучение уровня связной речи детей

Методические указания: для изучения уровня связной речи используется методика «пересказ текста». Детям предлагается прослушать незнакомые рассказы или сказку, небольшие по объему.

Пересказы анализируются по следующим показателям:

понимание текста – правильно ли ребенок формулирует основную мысль

структурирование текста – умение последовательно и точно построить пересказ (основывается на основе сопоставления пересказа со структурой текста)

лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными

грамматика – правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения

плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз

самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов. 2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Таким образом,

Высокий уровень – 12 баллов

Средний уровень- 11-6 баллов

Низкий уровень – 5 и менее баллов.

Изучение грамматического строя речи

Задание 1а.Цель: определить умение конструировать предложения.

Методика проведения. Ребенку предлагается составить предложение по опорны словам. Дается 3 слова , из которых ребенок должен составить предложение. Всего пять наборов слов: 1.Саша, кататься, лыжи; 2.клетка, синица, летать; 3.дети школа, идти; 4.девочка, альбом, рисовать; 5.аквариум, рыбка , плавать.

Обработка результатов. Высшая оценка 10 баллов. Предложение сконструировано верно – 2 балла; есть незначительные отклонения от правил –1 балл; не все слова использованы, есть нарушения правил – 0 баллов.

Задание 2б. Цель: выявить умение образовывать существительные в именительном, родительном, творительном и предложных падежах множественного числа, обозначающих животных и их детенышей.

Методика проведения. Детям предлагаются парные картинки животных и их детенышей. Задания в виде игры «Кто у кого?», «Кого нет?», «Кто с кем вышел на прогулку?», «О ком заботятся животные?». Дети подбирают соответствующие картинки.

Обработка результатов. Высшая оценка – 40 баллов. Безошибочное употребление –2 балла, незначительные отклонения – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов.

Задание 3в. Цель: выявить умения образовывать множественное число существительных.

Методика проведения. Задания предъявляются в виде игры «Один-много». Слова для предъявления: книга, ручка, стол, стул, зеркало, ведро, майка, ухо, город.

Обработка результатов. Высшая оценка – 10 баллов. Верный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.

Задание 4г. Цель: обследование умения согласовывать числительные с существительными.

Методика проведения. У детей картинки, изображающие игрушки на полках. Например, 2 флажка, 5 шаров, 1 ведро, 4 куклы и т.д. дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы «Сколько игрушек?. Какой по счету?».

Обработка результатов. Высшая оценка- 10 баллов. Верный ответ- 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

Обработка результатов по разделу «Грамматический строй»

Высокий уровень– 65-70 баллов

Средний уровень- 64-40 баллов

Низкий уровень – 39 и менее баллов.

Оценка речевого развития осуществляется согласно уровневой дифференциации:

Уровень

Характеристика уровня

Лексическая

сторона речи

Грамматическая сторона речи

Связная речь

Высокий

122-132 балла

Употребляет правильно существительные, прилагательные, обозначающие признаки предметов; используют в повседневной речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим словом. Употребляют разные части речи точно по смыслу.

Правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимениями. Использует предложения разных видов: с прямой и косвенной речью. Правильно подбирает однокоренные слова.

Умеет связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составляет небольшие рассказы о предмете, по картинке, по плану. При пересказе передает литературное содержание, используя выразительные средства.

Средний

85-121

балла

Допускает незначительные ошибки при употреблении слов разных частей речи; при назывании обобщающего слова; при назывании синонимов и антонимов.

Допускает незначительные ошибки при согласовании в роде, числе, падеже. Допускает незначительные ошибки при употреблении предложений, имеющих прямую и косвенную речь.

Допускает незначительные ошибки при пересказывании небольшого текста. С небольшой помощью педагога передает содержание литературного произведения, используя выразительные средства языка. Несколько увеличены паузы при пересказе текста.

Низкий

84 и менее баллов

Допускает большое количество ошибок либо не различает совсем слова-синонимы, слова-антонимы, при назывании обобщающего слова ориентируется только на его семантическое поле.

Допускает большое количество ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Допускает значительные ошибки при употреблении и различении предложений, имеющих прямую и косвенную речь.

Допускает значительные ошибки при пересказывании небольшого текста, не соблюдает последовательность событий. С помощью педагога передает содержание литературного произведения, не используя при этом выразительные средства языка. Отмечаются длительные увеличены паузы при пересказе текста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новое в образовании:

Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте
Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте на наиболее полно раскрыты в книге З.А. Михайловой и Е.А. Носовой «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста». В данном учебном пособии представлены теоретические основы и современные технологии р ...

Приемы активизации познавательной деятельности
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Приемы активизации познавательн ...

Психолого-педагогические аспекты групповой формы обучения
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI века основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая. С XIX века, когда ведущей ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru