Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Педагогика и воспитание » Наглядность в преподавании новейшей истории » Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Страница 2

2) среднего класса;

3) члена компартии. Потом они обмениваются своими "впечатлениями". Или другой пример - фотография ядерного взрыва в г. Хиросима. Описать этот взрыв можно глазами 1) жителя города,

2) американского летчика,

3) японского императора,

4) американского президента. Конкретные сюжетные роли задаются содержанием каждой отдельной иллюстрации, а обязательным методическим условием является подбор "наблюдателей" с противоположными взглядами, интересами, положением в обществе, культурным опытом и т.п.

В чем же смысл подобных заданий? Во-первых, школьники получают возможность представить себя на месте другого человека, увидеть мир его глазами. Во-вторых, учащиеся приходят к пониманию причин и обстоятельств существования различных точек зрения на одни и те же факты. В-третьих, ребята учатся слышать "полифонию голосов истории", воспринимать это как естественное состояние поликультурного общества, вести диалог с носителями иных ценностных установок и взглядов.

Другое игровое задание по фотографиям состоит в том, чтобы придумать подписи к одному и тому же снимку в совершенно разных, противоположным по взглядам изданиях. Например, как мог бы называться групповой портрет русских солдат в окопе в 1915 г. в монархической газете, воспевающей "Великую Отечественную войну", и в большевистской прессе, призывающей к превращению "войны империалистической в войну гражданскую"? Какой могла бы быть подпись к фотографии Г. Трумэна, провозглашающего доктрину "сдерживания коммунизма" в 1947 году, в американской прессе, какой в газетах стран социалистического лагеря, а какой лично ваша? Под каким заголовком в разгар "холодной войны" фотография Н.С. Хрущева с "царицей полей" в руках могла быть опубликована в советских журналах, а под каким названием - в американской прессе? Практически любую фотографию, запечатлевшую тот или иной момент истории, можно представить в противоположных ракурсах - с "этой" и с "той" стороны. В одних случаях учитель может подсказать школьникам полюса подписей к снимкам, в других - ребята самостоятельно определятся в "единстве противоположностей".

Познавательные задания такого плана формируют важное для жизни в открытом и интегрирующемся мире представление о многоперспективности исторических явлений и процессов, т.е. о том, что любой факт можно и нужно рассматривать в разных гео - и социокультурных пространствах (в контексте локальной, макрорегиональной, национальной и мировой истории), а также иметь в виду разное к нему, факту, отношение со стороны представителей различных социокультурных общностей.

Следующим шагом в "рассекречивании" фотографий может быть прием их "озвучивания". Между лидерами "большой четверки" в рабочих группах можно попытаться воспроизвести кулуарные разговоры Д. Ллойд Джорджа, В.Э. Орландо, Ж. Клемансо и В. Вильсона об итогах "Великой войны", о "революциях 1918-1920-х гг. в Европе", о новой карте мира по Версальскому договору, о преимуществах нового мирового порядка.

Если на снимке запечатлена большая группа людей, то школьники сами могут "стать" участниками исторической съемки. Для этого нужно представить себя одним из этих людей, "занять свое место" на фотографии с помощью небольшого квадрата бумаги, где символически нарисован автопортрет ученика. Английский педагог-методист Д. Смарт, рекомендующий данный прием, советует школьникам придумать две краткие реплики от имени "своего героя": одну для фотографа, обращенную в будущее, а другую - для "соседа, стоящего рядом". К примеру, о чем думали немецкие солдаты, в начальный период Второй Мировой войны? Или какие чувства переживали участники демонстрации Народного фронта в Париже? А что скандировали участники "Красного мая" 1968 года во Франции?

В школьных учебниках по новейшей истории группа так называемых массовых фотографий довольно многочисленна. Они воссоздают обобщенный образ конкретного события или явления и, как правило, соотносятся с основным текстом лишь косвенно. Но эти снимки могут стать оригинальными и яркими источниками информации о прошлом, прочувствованной и пережитой учениками лично, а поэтому оставляющей след не только в памяти, но и в душах.

Не все, однако, фотографии и подписи к ним готовы сразу раскрыть зрителям свои секреты. Бывает, что место и время запечатленного на снимке события смогут определить сами учащиеся: "Проверка на соответствие "арийскому стандарту""

По некоторым снимкам уместно предложить ученикам задуматься не над одним, а над целым комплексом вопросов:

1) что я вижу;

2) что я могу объяснить на этом снимке;

3) что бы я хотел узнать в связи с этим изображением;

4) как я могу использовать это изображение в изучении данной темы?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Индивидуализация и дифференциация воспитания
Новые ориентации и ценности современного образования обусловили необходимость понимать ученика как индивидуальную действительность и как индивидуальную возможность. Индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет ее среди других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупност ...

Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в основной школе
Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к выработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных цифровых образовательных ресурсов, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированно ...

Понятие о формах организации обучения и основания их классификации
Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий «форма организации обучения» или «организационные формы обучения», как и понятия «формы учебной работы» как п ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru