Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Педагогика и воспитание » Наглядность в преподавании новейшей истории » Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Страница 5

Что касается произведений живописи на историческую тему, то многие из них вошли в серию картин по истории, изданную для школы, другие используются учителями на уроках истории в виде отдельных репродукций большого формата.

На уроке нецелесообразно использовать картину, сюжет которой далеко выходит за рамки школьной программы. Её использование, без нужды перегружая урок, потребовало бы длительных и сложных объяснений

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Репродукции художественных произведений тоже не новички на страницах школьных учебников истории. Методисты И.В. Гиттис, А.А. Вагин, Н.В. Андреевская, Д.Н. Никифоров и другие ученые уделили достаточно много внимания приемам использования картин на уроках. Многообразие способов познавательной деятельности школьников с этим видом иллюстраций в итоге сводится к описаниям, рассказам, логическому анализу изображения, творческой реконструкции "истории" героев картин и диалогов между ними.

Вновь обращая внимание на иную роль репродукций в школьных курсах истории, актуализируется авторский, субъективный характер художественных произведений. В контексте современных целей общего исторического образования важно подвести учеников к пониманию того, что в любой картине существует авторская позиция художника, научить школьников эту позицию обнаруживать и на этом основании вступать в диалог с художником.

Подобное умение особенно необходимо сейчас, потому что репродукции картин не только украшают параграфы о культуре, но и становятся частью текста - в широком смысле этого слова - в сюжетах на политические, социально-экономические и идейно-духовные темы. Но стоит отметить, что художники не были абсолютно свободны от господствовавшей в современном им обществе идеологии, от определенных требований и ожиданий в истолковании судьбоносных моментов прошлого.

Однако вопросы к художественным иллюстрациям в учебниках не учитывают эти особенности, "работают" в режиме полного доверия художнику, предлагают школьникам "считывать информацию" с холста картины, не подвергая разумной критике авторские интерпретации событий и вытекающие из них оценочные выводы. Например, "кем могли быть люди, изображенные на картине"; "можно ли по картине представить исход битвы, если бы она произошла"?

Подобные вопросы, по сути, не отличаются от вопросов к учебным рисункам, созданным исключительно с дидактическими целями. Между тем умение усомниться в достоверности художественного изображения, отнестись к нему как к авторской версии исторического события, обусловленной вполне определенными обстоятельствами, особенно необходимо при анализе произведений со сложными драматическими сюжетами и неоднозначными мнениями по поводу их причин, характера и результатов. Анализ таких произведений не может замкнуться на пересказе визуальной информации, он должен быть направлен вглубь сюжета, проникнуть в творческие замыслы и духовные искания художника, настроить зрителя на разговор с ним.

Иногда художники в толпе исторических персонажей рисуют себя, побуждая зрителей обсудить с ними увиденное и пережитое. Иногда мастера кисти оставляют потомкам литературные сочинения, раскрывающие их замыслы, и они тоже могут стать источниками духовного общения зрителей с художниками.

Без специальной методической помощи учителю сложно самому разработать вариант многоуровневой беседы по репродукции художественного произведения. Для упрощения этой задачи можно воспользоваться планом анализа картины, использующимся в школах Дании. Он состоит из двух частей:

1) вопросов, нацеленных на описание картины;

2) вопросов, нацеленных на интерпретацию ее сюжета. В болгарском учебнике истории старшеклассникам предложен общий план анализа произведения изобразительного искусства в трех ракурсах.

1. Вопросы, связанные с представлением произведения:

какое событие или явление изображено; к чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к повседневной жизни;

когда создано это произведение, каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации изображения;

каково место действия изображенного на картине (поле битвы, город);

кто изображен на картине, легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп;

где опубликовано изображение - в официальных или оппозиционных источниках?

2. Вопросы, связанные с описанием изображения:

как расположены фигуры - по одиночке или группами, все ли изображенные на картине люди показаны равноценно;

какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Сущности научного исследования теоретического мышления
Проблема интеллектуального развития школьников в процессе обучения не нова, но и сегодня требует дальнейшего изучения. Изменения, происходящие в характере труда, обуславливают появление новых требований, которые предъявляются к образованию. Успешность выполнения трудовых операций в настоящее время ...

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр
ІІ этап (октябрь 2012 – февраль 2013г.) – формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента – организовать и провести экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников с помощью специально разработанного комплекса дидактических игр. В данном параграфе представ ...

Ценность творческого развития и роль дополнительного образования с позиции ученика
Для выявления мнений учащихся по вопросам развития творческих способностей личности с точки зрения учащихся был проведен анкетный опрос, включавший опрос 100 респондентов, в возрасте от 14 до 16 лет. Для проведения анкетирования были заняты учащиеся учреждений общего образования, Гимназии №1, им. А ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru