Что касается произведений живописи на историческую тему, то многие из них вошли в серию картин по истории, изданную для школы, другие используются учителями на уроках истории в виде отдельных репродукций большого формата.
На уроке нецелесообразно использовать картину, сюжет которой далеко выходит за рамки школьной программы. Её использование, без нужды перегружая урок, потребовало бы длительных и сложных объяснений
Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.
Репродукции художественных произведений тоже не новички на страницах школьных учебников истории. Методисты И.В. Гиттис, А.А. Вагин, Н.В. Андреевская, Д.Н. Никифоров и другие ученые уделили достаточно много внимания приемам использования картин на уроках. Многообразие способов познавательной деятельности школьников с этим видом иллюстраций в итоге сводится к описаниям, рассказам, логическому анализу изображения, творческой реконструкции "истории" героев картин и диалогов между ними.
Вновь обращая внимание на иную роль репродукций в школьных курсах истории, актуализируется авторский, субъективный характер художественных произведений. В контексте современных целей общего исторического образования важно подвести учеников к пониманию того, что в любой картине существует авторская позиция художника, научить школьников эту позицию обнаруживать и на этом основании вступать в диалог с художником.
Подобное умение особенно необходимо сейчас, потому что репродукции картин не только украшают параграфы о культуре, но и становятся частью текста - в широком смысле этого слова - в сюжетах на политические, социально-экономические и идейно-духовные темы. Но стоит отметить, что художники не были абсолютно свободны от господствовавшей в современном им обществе идеологии, от определенных требований и ожиданий в истолковании судьбоносных моментов прошлого.
Однако вопросы к художественным иллюстрациям в учебниках не учитывают эти особенности, "работают" в режиме полного доверия художнику, предлагают школьникам "считывать информацию" с холста картины, не подвергая разумной критике авторские интерпретации событий и вытекающие из них оценочные выводы. Например, "кем могли быть люди, изображенные на картине"; "можно ли по картине представить исход битвы, если бы она произошла"?
Подобные вопросы, по сути, не отличаются от вопросов к учебным рисункам, созданным исключительно с дидактическими целями. Между тем умение усомниться в достоверности художественного изображения, отнестись к нему как к авторской версии исторического события, обусловленной вполне определенными обстоятельствами, особенно необходимо при анализе произведений со сложными драматическими сюжетами и неоднозначными мнениями по поводу их причин, характера и результатов. Анализ таких произведений не может замкнуться на пересказе визуальной информации, он должен быть направлен вглубь сюжета, проникнуть в творческие замыслы и духовные искания художника, настроить зрителя на разговор с ним.
Иногда художники в толпе исторических персонажей рисуют себя, побуждая зрителей обсудить с ними увиденное и пережитое. Иногда мастера кисти оставляют потомкам литературные сочинения, раскрывающие их замыслы, и они тоже могут стать источниками духовного общения зрителей с художниками.
Без специальной методической помощи учителю сложно самому разработать вариант многоуровневой беседы по репродукции художественного произведения. Для упрощения этой задачи можно воспользоваться планом анализа картины, использующимся в школах Дании. Он состоит из двух частей:
1) вопросов, нацеленных на описание картины;
2) вопросов, нацеленных на интерпретацию ее сюжета. В болгарском учебнике истории старшеклассникам предложен общий план анализа произведения изобразительного искусства в трех ракурсах.
1. Вопросы, связанные с представлением произведения:
какое событие или явление изображено; к чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к повседневной жизни;
когда создано это произведение, каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации изображения;
каково место действия изображенного на картине (поле битвы, город);
кто изображен на картине, легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп;
где опубликовано изображение - в официальных или оппозиционных источниках?
2. Вопросы, связанные с описанием изображения:
как расположены фигуры - по одиночке или группами, все ли изображенные на картине люди показаны равноценно;
какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?
Новое в образовании:
Грамматические нормы относительно однородных членов
предложения
И.Б. Голуб указывает, что при употреблении однородных членов предложения вне экспрессивной функции следует строго соблюдать логические требования, предъявляемые ко всякому выделению родовых и видовых понятий. Нельзя употреблять как однородные члены слова, указывающие на несопоставимые понятия: Коми ...
Структура информационно-образовательной среды
Анализ достоинств и недостатков, существующих ИОС, дидактических традиций российской системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций, позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время инф ...
Характер взаимоотношений в общине и дети
Благодаря общественному мнению поддерживались определенные взаимоотношения между поколениями. Одна из главных черт этих отношений - безусловное уважение старших: родителей, дедов; по устоявшимся нормам поведения, уважения были достойны не только родители, но и все старшие вообще. Дети обязаны были ...