Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Педагогика и воспитание » Наглядность в преподавании новейшей истории » Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Страница 7

создание учебных видеофильмов.

Прежде, чем демонстрировать видеоматериал необходимо подготовить учеников к его восприятию: актуализировать имеющиеся знания и создать целевую установку. Вопросы для обсуждения ставятся перед просмотром видеонаглядности. В качестве примера можно привести работу с видеоматериалом на уроке истории по теме "Тоталитаризм в Германии и Италии", где проводится демонстрация фрагмента документального фильма ВВС "Гитлгитлерюгенд" (3 минуты). Перед просмотром задаются вопросы:

Гитлерюгенд - это добровольная организация?

правомерно ли создание такой организации с точки зрения прав человека?

каковы цели создания подобной молодежной организации в Третьем Рейхе?

какое место в воспитании молодежи занимала семья?

сочли бы вы за честь вступить в ряды Гитлерюгенда, если бы были гражданами Фашистской Германии?

Таким образом, наглядность - это не красочное оформление урока, а предмет целенаправленного разговора на уроке. Для этого учитель должен знать иллюстративный материал, чтобы научить школьников "читать" тот или иной вид наглядности. Ее использование в контексте занятия должно быть подчинено поставленным целям и задачам урока. На уроках новейшей истории зарубежных стран наглядность имеет первостепенное значение, так как в этом курсе дается большой и сложный по содержанию материал, и чтобы облегчить усвоение информации, заинтересовать учащихся и способствовать решению образовательных, воспитательных и развивающих задач необходимо пользоваться различными видами наглядности, однако нельзя перенасыщать ей урок, иначе педагог получит обратный эффект.

Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента:

1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении исторического материала;

2) в каком отношении находится предметное содержание наглядности к теме урока, подлежащей осознанию и усвоению.

Место и роль наглядного материала в процессе обучения на уроке истории определяются отношением той деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структурное место цели (предмета) его действий, к той деятельности, которая ведет к осознанию материала, который необходимо усвоить.

Наглядность не есть какое-то свойство или качество объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.

Современный педагог имеет возможность пользоваться массой видов наглядного материала и средств его предоставления, особенно в преподавании курса новейшей истории, что очень важно для результатов обучения учеников и достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, ведь изучение курса новейшей истории призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях ее развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию. А так как наглядных источников по данному курсу более чем достаточно, кроме того изучаемый материал является сложным и объемным для 9-тиклассников, все это неизбежно ведет к применению наглядных средств обучения на уроках новейшей истории зарубежных стран.

Что касается новшеств в применении наглядных средств обучения на уроках истории, и в частности курса новейшей истории, то в первую очередь необходимо сказать о широком примени технических средств обучения в преподавании, что расширяет круг возможностей учителя в поиске и преподнесении наглядного материала на уроках истории. Особенно важное значение приобретают ТСО в изучении курса новейшей истории, так как развитие науки и техники в ХХ веке привело к появлению новых исторических источников. Это и фотографический, и киноматериал, звуковые записи. Кроме того внедряются новые средства изучения истории: анимированные карты, презентации, мультимедийные проекты и т.д. Все это ведет к возрастанию влияния ТСО на учебный процесс и к уменьшению роли меловых рисунков, настенных карт и т.д. Однако на сегодняшний день в нашей стране существует такая проблема как отсутствие у многих школ средств на внедрение новых технологий, а помимо всего прочего наблюдается консерватизм во взглядах многих учителей по поводу методов преподавания истории, но не стоит забывать результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Новое в образовании:

Основа технологии целостного педагогического процесса
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Огромный опыт педагогических инноваций учителей-новаторов и авторских школ постоянно требует обобщения, теоретического осм ...

Анализ результатов работы и практические рекомендации педагогам колледжа
Педагогический эксперимент проводился на базе Миасского автомеханического техникума. Нами были определены уровни сформированности культуры общения в студенческой среде (табл. 1). Таблица 1 Характеристика уровней сформированности культуры общения у студентов № Уровень Компонент Характеристика уровня ...

Исторический аспект проблемы санитарно-гигиенического воспитания родителей
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию. Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в обр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru