Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Педагогика и воспитание » Наглядность в преподавании новейшей истории » Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Страница 3

Параграф о "бархатной революции" в ГДР и объединении Германии сопровожден фотографией "Падение Берлинской стены. Ноябрь 1989 г. " Между тем в учебнике об этом событии всего одно предложение: "8 ноября пала Берлинская стена". Собственное расследование на основе исторического снимка поможет ученикам актуализировать ранее полученные знания о "железном занавесе" и символах эпохи "холодной войны", обогатит сухое повествование учебника яркой информацией, подведет к оригинальным выводам.

Новый штрих в реконструкцию содержания фотографии вносит вопрос о самом фотографе, его политической ангажированности. Например, кто сделал снимок, озаглавленный в учебнике новейшей истории "Мюнхенское соглашение"? Известно, что на этой встрече 30 сентября 1938 г. присутствовали А. Гитлер, Б. Муссолини, Э. Даладье, Н. Чемберлен и другие высокопоставленные лица, договорившиеся о разделе Чехословакии и передаче Германии Судетской области. Какой момент переговоров запечатлен на снимке? Кто в центре кадра, кто его "герои", а какие политики "играют свиту"? Официальным кругам какой страны или ряда стран выгодно было представить мюнхенскую встречу именно в такой доброжелательной атмосфере? С какими подписями этот снимок мог оказаться на страницах германских, итальянских, английских, французских, советских и чехословацких газет?

Иногда ответы на вопросы школьникам не нужно искать в дополнительных источниках. При определенных условиях решение могут подсказать сами фотографии и вопросы к ним.

Плакат.

Теперь поговорим о "шершавом языке плаката" (В. Маяковский). Этот вид иллюстраций тоже стал популярным в школьных учебниках по новейшей истории

Плакатов в учебниках стало больше, но подобраны они довольно односторонне - представлены изображения только одной стороны вооруженных конфликтов (российские плакаты в Первой мировой войне, плакаты "красных" в годы Гражданской войны, советские плакаты в "период наступления социализма по всему фронту"). Авторы российских учебников не рискуют показывать школьникам пропагандистские материалы нацистской Германии, Западной Европы и США во времена "холодной войны", однако не обязательно опираться на содержание учебника, ведь у современного учителя истории масса источников дополнительного материала, самый обширный, но к сожалению еще не повсеместно доступный, - Интернет.

Между тем даже использование доступных школьникам плакатов в качестве источников исторической информации и средств организации исследовательской работы вызовет определенные сложности в связи с тем, что методика такой деятельности разработана российскими педагогами весьма слабо. Поэтому обратимся к опыту зарубежных коллег. В русле современных целей и ценностей общего исторического образования болгарский ученый Р. Кушева предлагает примерный план анализа плаката:

1. Назовите и датируйте событие, которому посвящен данный плакат.

2. Какой аудитории он предназначен?

3. Кто из персонажей здесь представлен и с какой целью?

4. Какая другая символика использована на плакате?

5. Чье это "послание"? Легко ли "прочитать" его?

Как и в случаях с фотографиями, сюжет конкретного плаката может подсказать дополнительные вопросы к его содержанию и оформлению: о лозунге, композиции, художественных особенностях, национальных традициях, характере издания и т.п. Приведем конкретные примеры аналитической работы девятиклассников с плакатами из учебника по новейшей истории. В теме "Антигитлеровская коалиция" проблемным группам учащихся предлагаются вопросы к плакату.1) Как вы думаете, в какой период войны и с какой целью мог быть нарисован этот плакат.2) Какова его главная идея? Кратко сформулируйте ее одним-двумя предложениями.3) Какие символы использованы художником для выражения главной идеи плаката.4) Прокомментируйте надпись на плакате. Какую роль она выполняет на изображениях: а) поясняет идею рисунка; б) усиливает агитационный характер плаката; в) что-то другое.5) Какое значение имел этот плакат?

Карикатура.

Карикатурам в методическом плане повезло значительно больше, чем плакатам. Приемами их использования в школьной практике изучения истории занимались А.А. Вагин, П.В. Гора, В.А. Кузьмин и др. В работах этих педагогов обоснованы классификации карикатур по функциям (карикатуры-иллюстрации, карикатуры-характеристики, карикатуры-портреты, карикатуры-символы) и по содержанию (политические, социальные, историко-бытовые).

Отечественный опыт использования карикатур в школьных курсах истории, преимущественно нового и новейшего времени, сводится к иллюстрированию ими материалов по истории культуры и быта, к демонстрации во время рассказа учителя, к познавательным заданиям, направленным на объяснение смысла карикатуры и подписи к ней, на выяснение политических и религиозных взглядов автора изображения, на реконструкцию ситуаций, вызвавших появление карикатуры, на извлечение новых сведений о культуре исторической эпохи, на составление диалогов между персонажами карикатуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической литературе
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются ...

Классификация наглядных средств обучения и их виды
Наглядность - "Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений". На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом п ...

Психолого – педагогические и социальные особенности старших подростков
Возрастные психологи выделяют в онтогенезе человека от рождения до смерти три большие эпохи, каждая из которых состоит из нескольких периодов. Эти периоды принято называть психологическими возрастами. Одним из таких периодов является подростковый возраст. Он начинается после младшего школьного возр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru