Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Педагогика и воспитание » Наглядность в преподавании новейшей истории » Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Страница 3

Параграф о "бархатной революции" в ГДР и объединении Германии сопровожден фотографией "Падение Берлинской стены. Ноябрь 1989 г. " Между тем в учебнике об этом событии всего одно предложение: "8 ноября пала Берлинская стена". Собственное расследование на основе исторического снимка поможет ученикам актуализировать ранее полученные знания о "железном занавесе" и символах эпохи "холодной войны", обогатит сухое повествование учебника яркой информацией, подведет к оригинальным выводам.

Новый штрих в реконструкцию содержания фотографии вносит вопрос о самом фотографе, его политической ангажированности. Например, кто сделал снимок, озаглавленный в учебнике новейшей истории "Мюнхенское соглашение"? Известно, что на этой встрече 30 сентября 1938 г. присутствовали А. Гитлер, Б. Муссолини, Э. Даладье, Н. Чемберлен и другие высокопоставленные лица, договорившиеся о разделе Чехословакии и передаче Германии Судетской области. Какой момент переговоров запечатлен на снимке? Кто в центре кадра, кто его "герои", а какие политики "играют свиту"? Официальным кругам какой страны или ряда стран выгодно было представить мюнхенскую встречу именно в такой доброжелательной атмосфере? С какими подписями этот снимок мог оказаться на страницах германских, итальянских, английских, французских, советских и чехословацких газет?

Иногда ответы на вопросы школьникам не нужно искать в дополнительных источниках. При определенных условиях решение могут подсказать сами фотографии и вопросы к ним.

Плакат.

Теперь поговорим о "шершавом языке плаката" (В. Маяковский). Этот вид иллюстраций тоже стал популярным в школьных учебниках по новейшей истории

Плакатов в учебниках стало больше, но подобраны они довольно односторонне - представлены изображения только одной стороны вооруженных конфликтов (российские плакаты в Первой мировой войне, плакаты "красных" в годы Гражданской войны, советские плакаты в "период наступления социализма по всему фронту"). Авторы российских учебников не рискуют показывать школьникам пропагандистские материалы нацистской Германии, Западной Европы и США во времена "холодной войны", однако не обязательно опираться на содержание учебника, ведь у современного учителя истории масса источников дополнительного материала, самый обширный, но к сожалению еще не повсеместно доступный, - Интернет.

Между тем даже использование доступных школьникам плакатов в качестве источников исторической информации и средств организации исследовательской работы вызовет определенные сложности в связи с тем, что методика такой деятельности разработана российскими педагогами весьма слабо. Поэтому обратимся к опыту зарубежных коллег. В русле современных целей и ценностей общего исторического образования болгарский ученый Р. Кушева предлагает примерный план анализа плаката:

1. Назовите и датируйте событие, которому посвящен данный плакат.

2. Какой аудитории он предназначен?

3. Кто из персонажей здесь представлен и с какой целью?

4. Какая другая символика использована на плакате?

5. Чье это "послание"? Легко ли "прочитать" его?

Как и в случаях с фотографиями, сюжет конкретного плаката может подсказать дополнительные вопросы к его содержанию и оформлению: о лозунге, композиции, художественных особенностях, национальных традициях, характере издания и т.п. Приведем конкретные примеры аналитической работы девятиклассников с плакатами из учебника по новейшей истории. В теме "Антигитлеровская коалиция" проблемным группам учащихся предлагаются вопросы к плакату.1) Как вы думаете, в какой период войны и с какой целью мог быть нарисован этот плакат.2) Какова его главная идея? Кратко сформулируйте ее одним-двумя предложениями.3) Какие символы использованы художником для выражения главной идеи плаката.4) Прокомментируйте надпись на плакате. Какую роль она выполняет на изображениях: а) поясняет идею рисунка; б) усиливает агитационный характер плаката; в) что-то другое.5) Какое значение имел этот плакат?

Карикатура.

Карикатурам в методическом плане повезло значительно больше, чем плакатам. Приемами их использования в школьной практике изучения истории занимались А.А. Вагин, П.В. Гора, В.А. Кузьмин и др. В работах этих педагогов обоснованы классификации карикатур по функциям (карикатуры-иллюстрации, карикатуры-характеристики, карикатуры-портреты, карикатуры-символы) и по содержанию (политические, социальные, историко-бытовые).

Отечественный опыт использования карикатур в школьных курсах истории, преимущественно нового и новейшего времени, сводится к иллюстрированию ими материалов по истории культуры и быта, к демонстрации во время рассказа учителя, к познавательным заданиям, направленным на объяснение смысла карикатуры и подписи к ней, на выяснение политических и религиозных взглядов автора изображения, на реконструкцию ситуаций, вызвавших появление карикатуры, на извлечение новых сведений о культуре исторической эпохи, на составление диалогов между персонажами карикатуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru