Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Педагогика и воспитание » Наглядность в преподавании новейшей истории » Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Страница 4

Однако возможности карикатур в качестве источников исторической информации и средств развития критического мышления многократно увеличиваются в тех случаях, когда школьники могут исследовать оригинальное изображение не в одном, а в нескольких ракурсах. Примерный план комплексного анализа карикатуры, включающий в себя вопросы о содержании, целях и смыслах изображения, авторских убеждениях, предполагаемой аудитории зрителей и собственном отношении к идее карикатуры, предложил В.А. Кузьмин.

1. Какова главная идея данной карикатуры?

2. Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение, политическое событие или явление) ?

3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?

4. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.

5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.

6. Выразите свое отношение к главной идее данной карикатуры.

7. Подумайте, с какой целью была создана эта карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т.п.). Аргументируйте свою точку зрения.

Более сложный вариант комплексного анализа карикатуры, который можно использовать в старших классах, разработан Р. Кушевой.

1. Определите тему изображения.

2. Определите исторических персонажей. По каким признакам вы установили личности людей, изображенных на карикатуре?

3. Выясните точку зрения автора карикатуры. Какую идею она внушает? Совпадает ли точка зрения автора карикатуры с официальным мнением?

4. Объясните аллюзию данной карикатуры.

5. Карикатура не датирована. По каким косвенным признакам вы можете установить приблизительное время ее создания?

Два следующих примера иллюстрируют возможности применения современных методических рекомендаций в организации познавательной деятельности школьников с политическими карикатурами в учебнике новейшей истории.

Рассмотрите карикатуру на "новый курс" Ф. Рузвельта и определите, какому крылу оппозиции она принадлежит. К ответу вас приведет историческое расследование по примерному плану:

1. Какова, на ваш взгляд, главная идея карикатуры?

2. Что означают надписи на спине осла "Деспотизм "нового курса"" и на воротах "Конституция США"?

3. Что в "антикризисной программе" Ф. Рузвельта высмеивает эта карикатура?

4. Подумайте, с какой целью могла быть создана эта карикатура (оскорбить президента США указать на его политические ошибки возбудить общественное недовольство использовать трудности социально-экономического положения в стране для избирательной кампании) ?

5. Сторонником какой политической идеологии является художник?

Рассмотрите карикатуры на план Маршалла и подумайте:

1. Что заставило правительство США оказать обширную экономическую помощь странам Западной Европы, пострадавшим от войны? Почему СССР и страны Восточной Европы от нее отказались?

2. Какие черты плана Маршалла отражены в обеих карикатурах?

3. Кого из участников (или не участников) этого плана, по вашему мнению, высмеивают карикатуристы: правительство США? Страны Западной Европы, принявшие помощь? Страны Восточной Европы, от нее отказавшиеся? Свое мнение обоснуйте.

4. В связи с ответом на предыдущий вопрос кратко сформулируйте идею каждой карикатуры и определите место ее создания (США, СССР, одна из стран Западной Европы).

5. Если вам известны другие карикатуры, посвященные плану Маршалла, проанализируйте их по предложенному выше плану. В чем заключаются принципиальные различия в сатирических оценках плана Маршалла по обе стороны "железного занавеса"?

Репродукции художественных произведений

Среди картин, используемых в преподавании истории, независимо от характера сюжета различаются учебные картины, созданные как учебные пособия, художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства определённого жанра.

Правда, репродукции многих произведений крупных художников на историческую тему используются в качестве наглядных пособий на уроках истории. С другой стороны, хорошая высокохудожественная учебная картина, несомненно представляет собою произведение искусства. И всё же учебная картина качественно своеобразна, имеет ряд существенных особенностей, к ней предъявляются особые требования.

Прежде всего, учебная картина по истории создаётся художником или иллюстратором специально как школьное наглядное пособие. Но в отличии от учебных таблиц, в которых изображение вещественных памятников прошлого представлено изолированно, учебная картина - пособие синтезированное, дающее целостное изображение исторического явления, где все алименты отобраны и объединены. По содержанию и сюжету учебная картина должна полностью соответствовать школьной программе и возрасту учащихся. Она отражает не случайные эпизоды, а узловые, существенные события и явления, изучаемые на уроках истории и доступные пониманию учащихся. Её композиция проста, контуры чётки. Она легко обозрима. А главное - всё содержание учебной картины нарочито отобрано в соответствии с учебно-познавательными и воспитательными задачами данной темы. В ней нет ничего лишнего, но есть всё достаточное для создания конкретного представления об изучаемом явлении и для необходимых выводов о нём.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Современные технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте
Выбор технологий развития количественных и числовых представлений зависит от выделения ведущего в этом процессе действия (способа познания), определяющего успешность. Такой детской деятельностью является сосчитывание (счет) как основа развития у детей представлений о числе. При выборе и разработке ...

Описание курса 9 класса «Общие закономерности развития»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных учреждений, а также лицеев и гимназий. Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в общеобразователь ...

Основа технологии целостного педагогического процесса
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Огромный опыт педагогических инноваций учителей-новаторов и авторских школ постоянно требует обобщения, теоретического осм ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru