Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Педагогика и воспитание » Наглядность в преподавании новейшей истории » Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Страница 6

3. Вопросы, связанные с толкованием изображения как свидетельства эпохи:

какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время создания этой картины;

объективно ли это изображение, достаточно ли полно отражено на нем событие;

какова общественная позиция автора картины, он поддерживает или не одобряет изображенное им событие явление;

в чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение?

Мультимедийные программы.

Как показывает опыт использования готовых пакетов мультимедийных программ, на уроке истории целесообразней применять их на таком типе урока, как урок - изучение нового материала. Мультимедийные программы в данном случае играют роль источника знаний или помощника в поиске ответов на поставленные учителем вопросы. Конечно, в современных условиях невозможно проводить каждый урок истории с сопровождением компьютерной техники, поэтому необходимо произвести отбор тех тем, где применение средств мультимедиа наиболее актуально и обеспеченно программой. Они являются наиболее значимыми на уроках по теме "Культура" и на уроках, где зрительный ряд играет немаловажную роль в усвоении учащимися учебного материала.

Часто учебники или другие печатные пособия имеют ссылку на исторические памятники, изображение которых в них отсутствуют. Проводить урок по теме "Культура" не имеет смысла, если перед глазами учащихся не имеются зрительные образы. Усвоение материала в данном случае будет иметь очень низкий процент (10%). Урок с использованием традиционных наглядных средств обучения значительно повышает этот процент (30%). При применении на таких уроках мультимедийных программ наблюдается значительный рост усвоения материала, чем при применении традиционных наглядных средств обучения. (>50%).

Этот результат достигается наличием ряда преимуществ мультимедийных программ, таких как:

мультимедийный режим (ученики видят не статичную картинку, а рассматривают шедевры мировой культуры в мельчайших подробностях с различных сторон или перед их взором раскрываются сражения со всей их динамикой и перемещениями);

звуковой ряд (голос диктора позволяет ребятам переключиться на новый вид работы, он активизирует их внимание);

научность содержания (мультимедиа программы были созданы в последние годы, с учётом изменения в подходах к историческим событиям, т.е. соблюдается принцип научности - один из основополагающих принципов обучения в современной общеобразовательной школе).

Яркие аудио- и видеообразы оказывают влияние на эмоциональную сферу учащихся. Так, на уроке по теме "Основные направления в искусстве и массовая культура" один из этапов урока посвящён массовой культуре. Проникновенный голос диктора и великолепная анимация приковали к себе взоры детей, никого не оставив равнодушным. Уолт Дисней и его персонажи, Чарли Чаплин, упоминание и фотографии современных актеров Голливуда (А. Шварцнегера, Н. Кидман, Дж. Деппа покорили ребят и впечатлили, ведь с большинством из деятелей массовой культуры они сталкиваются каждый день при просмотре телевидения и кинофильмов, чтения прессы. Подобное волнение не способна вызвать ни одна иллюстрация!

Безусловно, нельзя переоценивать возможности мультимедиа программ. Они ни в коей мере не могут заменить учителя на уроке. Превращать урок в простую демонстрацию красивых картинок ни в коем случае нельзя. Практический опыт показывает, что демонстрация наглядности обычному школьнику может быть интересна лишь в течение 3-5 минут. Поэтому средствам мультимедиа нужно отводить лишь определённые этапы урока, иллюстрируя или дополняя изучаемый материал.

Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа: урок - контроль знаний (слайды выступают как активизаторы мышления, на них учителем заготавливаются задания различного вида и уровня сложности), урок изучения нового материала (дополнительный материал, выведенный на экран даёт возможность учащимся вести самостоятельный поиск ответов на вопросы, сопоставлять факты, сравнивать явления, осуществлять контроль за правильностью выполнения заданий и многое другое), комбинированный урок.

Однако необходимость использования компьютерных презентаций определяется самим учителем. Место презентаций на уроке любого типа так же определяется учителем.

Видеоматериалы.

Еще один вид наглядности с использованием ТСО - демонстрация видеоматериалов. Это один из самых интересных и продуктивных видов работы на уроке истории как для учителя, так и для ученика.

Среди форм работы с видеоматериалами выделяют следующие:

использование на уроке записей учебных, научно-популярных, художественных фильмов, политических передач из эфира;

записи бесед и интервью;

видеоэкскурсии, краеведческие сюжеты;

запись ответов школьников для обсуждения;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...

Программа, направленная на совершенствование психофизических качеств дошкольников средствами русских народных подвижных игр
Была предложена программа коррекционно-педагогического воздействия, цель которой – совершенствование психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных подвижных игр. Комплекс игр включает в себя игры с бегом, с мячом, с прыжками. Различные по содержанию русские ...

Технология разработки занятия с использованием интерактивной доски
В настоящее время развитие компьютерных технологий позволяет решать широчайший круг задач, как в домашнем применении, в области бизнеса, так и в образовании. В образовательном процессе в наше время очень широко используются интерактивные доски. Интерактивные доски бывают разных марок и видов. Но в ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru