Таблица 5
Показатели эстетической культуры школьников
Показатели |
Способы определения |
Критерии |
Широта эстетического этнокультурного кругозора. |
Беседа; анкетирование; творческие задания |
когнитивный |
Качество эстетических предпочтений и ценностных ориентаций, выражающихся в определенных эстетических потребностях, взглядах, вкусах. |
Беседа; анкетирование; анализ продуктов творческой деятельности |
аксиологический |
Устойчивость проявления художественно-творческих способностей: наличие творческого воображения, фантазии, образного мышления. |
Беседа; анкетирование; анализ продуктов творческой деятельности |
креативный |
Таким образом, уровнями эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности являются: инертный (эстетически нивелированное поведение); относительно-целостный (поступки определяются эстетическими ценностями лишь в отдельных случаях); целостно-продуктивный (эстетическая мотивация поступков и деятельности, в том числе и в повседневной жизни).
Критериями эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности являются: информационно-познавательный или когнитивный (получение эстетических знаний, информации, необходимой для эстетического освоения мира), ценностно-избирательный или аксиологический (наличие эстетических предпочтений, выражающихся в определенных эстетических потребностях взглядах, вкусах) и деятельностно-творческий или креативный (умение эстетически преобразовывать окружающую действительность, используя творческое мышление, воображение и художественно-творческие способности).
Показателями эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности являются: по когнитивному критерию – широта эстетического этнокультурного кругозора, способность ориентироваться в мире национального и общероссийского искусства; аксиологическому критерию – качество избирательно-оценочной функции эстетического сознания; по креативному критерию – устойчивость проявления художественно-творческих способностей, творческого воображения, фантазии, образного мышления, умение проявлять себя эстетически.
Теоретико-методологическими основами воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности являются: философские и общепедагогические теории воспитания личности, теория и методика эстетического воспитания школьников, концепции развития дополнительного образования художественно-эстетической направленности, методология педагогического программирования в дополнительном образовании. Исходя из этого определяется сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного художественно-эстетического образования, характеризующая его как социальное явление, сложный многоуровневый процесс и специально организованную деятельность, направленную на формирование у школьников способности к эстетическому преобразованию действительности через осуществление художественно-эстетической деятельности, организованной на основе принципа этнокультурной коннотации, т.е. через «погружение» в этнокультуру.
Новое в образовании:
Эмпирическое исследование формирования коммуникативных универсальных учебных
действий
Целью исследования являются формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Для достижения цели, поставлены следующие эмпирические задачи: Определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в начале и в конце учебного года у обучающихся первых классов, с ...
Развитие взаимодействия дошкольников со сверстниками в условиях
образовательного процесса
Дошкольники в условиях дошкольного учреждения взаимодействуют в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, в быту и труде. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего до ...
Развитие идентичности
Процесс развития идентичности Э. Эриксон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения – биологические или социальные, - необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов ...