В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что в современных социокультурных условиях возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов становится дополнительное образование художественно-эстетической направленности, организуемое учреждениями, основное предназначение которых удовлетворять постоянно изменяющиеся образовательные потребности детей, в частности, их художественно-творческие потребности. Учреждение дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности, способствующие воспитанию эстетической культуры школьников средствами художественно-эстетического образования. Они включают в себя ситуацию свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения; многообразие видов художественно-эстетической деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности ребенка; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к занятиям художественно- эстетической деятельностью; личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.
М.А. Верб предлагает основу эстетической культуры школьника, состоящую из трех взаимосвязанных блоков личностных свойств: научно-познавательного, ценностно-ориентационного и творческо-созидательного (см.табл. 1).
Таблица 1
Основа эстетической культуры школьника (по М.А. Вербу)
1. Научно-познавательный блок |
Художественно-эстетический кругозор, система обобщения знаний о сущности и критериях прекрасного, о закономерностях взаимодействия человека с красотой; знания мировоззренческого характера, принявшие форму эстетических взглядов, служащих теоретической предпосылкой постижения законов прекрасного. |
2. Ценностно-ориентационный блок |
Личностные свойства, в которых проявляется избирательно-оценочная функция эстетического сознания (эстетические идеалы, вкусы, интересы, потребности). |
3.Творческо-созидательный блок |
Художественно-творческие способности (творческое воображение, образное мышление, восприимчивость к красоте), с помощью них человек участвует в создании прекрасного. |
Е.И. Левит предлагает обобщенную структурную модель эстетической культуры личности, представленную в табл. 2.
Таблица 2
Модель эстетической культуры личности (по Е.И. Левит)
1. Информационно-образный компонент |
Эстетический опыт, полученный посредством восприятия, художественной деятельности, обучения («поле» образов), знания, умения и навыки в области эстетической образной выразительности. |
2. Ценностно-мотивационный компонент |
Эстетическое отношение к действительности и искусству, способность видения мира через «призму» гармонии. Преобладание эстетических ценностей в личностной мотивации. |
3. Деятельностно-практический компонент |
Поступки в соответствии с усвоенными эстетическими нормами и правилами, стремление к гармонизации действительности в соответствии с эстетическими ценностями |
Новое в образовании:
Реализация условий преодоления конфликтов у детей
старшего дошкольного возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек, отобранных нами в экспериментальную группу. На данном этапе эксперимента мы провели работу по устранению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Для этого мы провели серию занятий сказкотерапии, направленных на устране ...
Диагностика
профессиональной направленности личности учителя
Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного ко ...
Эффективность коррекционной программы по развитию коммуникативной
компетентности у подростков, имеющих нарушения интеллекта
Процесс развития коммуникативной компетентности у подростков происходит в активной деятельности с другими детьми, здесь он приобретает свой эмоциональный и социальный опыт общения, он чувствует расположение к себе, любовь или равнодушие, теплоту или холодность, сердечность или отстраненность. Таког ...