Уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников

Страница 6

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что в современных социокультурных условиях возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов становится дополнительное образование художественно-эстетической направленности, организуемое учреждениями, основное предназначение которых удовлетворять постоянно изменяющиеся образовательные потребности детей, в частности, их художественно-творческие потребности. Учреждение дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности, способствующие воспитанию эстетической культуры школьников средствами художественно-эстетического образования. Они включают в себя ситуацию свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения; многообразие видов художественно-эстетической деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности ребенка; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к занятиям художественно- эстетической деятельностью; личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.

М.А. Верб предлагает основу эстетической культуры школьника, состоящую из трех взаимосвязанных блоков личностных свойств: научно-познавательного, ценностно-ориентационного и творческо-созидательного (см.табл. 1).

Таблица 1

Основа эстетической культуры школьника (по М.А. Вербу)

1. Научно-познавательный блок

Художественно-эстетический кругозор, система обобщения знаний о сущности и критериях прекрасного, о закономерностях взаимодействия человека с красотой; знания мировоззренческого характера, принявшие форму эстетических взглядов, служащих теоретической предпосылкой постижения законов прекрасного.

2. Ценностно-ориентационный блок

Личностные свойства, в которых проявляется избирательно-оценочная функция эстетического сознания (эстетические идеалы, вкусы, интересы, потребности).

3.Творческо-созидательный блок

Художественно-творческие способности (творческое воображение, образное мышление, восприимчивость к красоте), с помощью них человек участвует в создании прекрасного.

Е.И. Левит предлагает обобщенную структурную модель эстетической культуры личности, представленную в табл. 2.

Таблица 2

Модель эстетической культуры личности (по Е.И. Левит)

1. Информационно-образный компонент

Эстетический опыт, полученный посредством восприятия, художественной деятельности, обучения («поле» образов), знания, умения и навыки в области эстетической образной выразительности.

2. Ценностно-мотивационный компонент

Эстетическое отношение к действительности и искусству, способность видения мира через «призму» гармонии. Преобладание эстетических ценностей в личностной мотивации.

3. Деятельностно-практический компонент

Поступки в соответствии с усвоенными эстетическими нормами и правилами, стремление к гармонизации действительности в соответствии с эстетическими ценностями

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Динамика уровня развития словаря детей 5-6 лет
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития словаря детей 5-6 лет. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной группой исследования. ...

Влияние дидактической игры на познавательную деятельность детей старшего дошкольного
«Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах ...

Методика экспериментального исследования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в к ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru