В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что в современных социокультурных условиях возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов становится дополнительное образование художественно-эстетической направленности, организуемое учреждениями, основное предназначение которых удовлетворять постоянно изменяющиеся образовательные потребности детей, в частности, их художественно-творческие потребности. Учреждение дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности, способствующие воспитанию эстетической культуры школьников средствами художественно-эстетического образования. Они включают в себя ситуацию свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения; многообразие видов художественно-эстетической деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности ребенка; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к занятиям художественно- эстетической деятельностью; личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.
М.А. Верб предлагает основу эстетической культуры школьника, состоящую из трех взаимосвязанных блоков личностных свойств: научно-познавательного, ценностно-ориентационного и творческо-созидательного (см.табл. 1).
Таблица 1
Основа эстетической культуры школьника (по М.А. Вербу)
|
1. Научно-познавательный блок |
Художественно-эстетический кругозор, система обобщения знаний о сущности и критериях прекрасного, о закономерностях взаимодействия человека с красотой; знания мировоззренческого характера, принявшие форму эстетических взглядов, служащих теоретической предпосылкой постижения законов прекрасного. |
|
2. Ценностно-ориентационный блок |
Личностные свойства, в которых проявляется избирательно-оценочная функция эстетического сознания (эстетические идеалы, вкусы, интересы, потребности). |
|
3.Творческо-созидательный блок |
Художественно-творческие способности (творческое воображение, образное мышление, восприимчивость к красоте), с помощью них человек участвует в создании прекрасного. |
Е.И. Левит предлагает обобщенную структурную модель эстетической культуры личности, представленную в табл. 2.
Таблица 2
Модель эстетической культуры личности (по Е.И. Левит)
|
1. Информационно-образный компонент |
Эстетический опыт, полученный посредством восприятия, художественной деятельности, обучения («поле» образов), знания, умения и навыки в области эстетической образной выразительности. |
|
2. Ценностно-мотивационный компонент |
Эстетическое отношение к действительности и искусству, способность видения мира через «призму» гармонии. Преобладание эстетических ценностей в личностной мотивации. |
|
3. Деятельностно-практический компонент |
Поступки в соответствии с усвоенными эстетическими нормами и правилами, стремление к гармонизации действительности в соответствии с эстетическими ценностями |
Новое в образовании:
Подготовка к занятиям по декупажу в 5–7 классах
В последнее время такой интересной разновидностью декорирования как декупаж увлеклись не только взрослые, но и дети. Они осваивают декупаж бутылок для начинающих, украшают деревянные доски, шкатулочки и другие предметы. Конечно же, в декупаже для детей есть свои особенности. Если речь идет о дршкол ...
Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях
этнокультурно коннотированного дополнительного образования
В разные исторические эпохи эстетическое воспитание осуществлялось присущими им формами и средствами. Идеи эстетического воспитания зародились еще в Древнем мире. На Древнем Востоке складывались свои специфические представления о красоте, музыке, воспитании. В этот период эстетические идеи были свя ...
Социально-психологические особенности совместной деятельности дошкольников
Совместная деятельность это такая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту, времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством инициативной координации и управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происход ...