Учреждение дополнительного образования детей имеет целый ряд преимуществ в организации процесса воспитания эстетической культуры школьников: во-первых, это предоставление права выбора (вида творческой деятельности, круга общения, педагога, темпов и способов выполнения заданий); во-вторых, это добровольный характер выбора, прихода, ухода, смены вида деятельности, добровольное принятие правил, норм, требований, без соблюдения которых немыслимо коллективное взаимодействие; третье преимущество – сопряженность познавательной и преобразовательной, созидательной деятельности. Благодаря названным преимуществам, дети, не находящие поддержки в семье, в школе, будучи отвергнутыми или изолированными в учебном коллективе, обретают защитную среду именно в сфере дополнительного образования за счет переключения на иное содержание деятельности, самоутверждения в ней и принятия педагогом и сверстниками. Происходит преодоление дискомфорта, вызванного неуспешностью в учебной деятельности в школе. В учреждении дополнительного образования детей ребенок получает возможность удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, самореализации в том виде деятельности, которая отвечает его способностям и потребностям. Свобода ориентации в содержании дополнительного образования стимулирует поисковую активность, помогает найти себя, свое место в структуре деятельности и социальных отношений. Выход за пределы регламентированного, ограниченного предметным содержанием общего образования расширяет границы образовательного пространства, кругозор личности, помогает в профессиональном и социальном самоопределении. Реальная включенность в созидательную деятельность становится пробой сил и способом оценки своих потенциальных возможностей.
В работах В.А. Березиной, Л.И. Виноградовой, Г.И. Гузевой, Е.Е. Чепурных и др. доказывается, что школьники в процессе занятий по художественно-эстетическому профилю в учреждении дополнительного образования наиболее склонны к усвоению эстетических норм, к формированию эстетических взглядов и суждений, благодаря режиму свободного образования и воспитания, возрастанию уровня самосознания, самодеятельности, самостоятельности и творческого сотрудничества. Выбор детьми сферы деятельности в дополнительном образовании диктуется индивидуальными потребностями и возникшими в связи с ними мотивами. Мотивы могут быть различными: познавательными, интереса, самоутверждения и т.д. Так или иначе, внимание к мотивационно-потребностной сфере личности – одно из принципиальных условий развития личности, воспитания её общей культуры, в частности, эстетической, через положительное отношение к образовательной деятельности. Школьники приходят в учреждение дополнительного образования детей по различным причинам. У одних ярко проявляется интерес и склонность к определенной деятельности, другие приходят просто вместе с друзьями, третьих приводят родители из своих соображений, четвертые приходят в поисках «своей ниши», где бы им было комфортно и не так тревожно, как в школе. Управление положительной мотивацией позволяет развивать интерес к деятельности, общению в новом детском сообществе, стимулировать готовность к самопознанию и саморегуляции. Культура деятельности как интеллектуальной, так и предметной, осваивается именно благодаря сочетанию познавательной и преобразующей деятельности, благодаря тому, что приобретенные новые знания, умения, опыт реализуются в активной деятельности, предполагающей актуализацию приобретенного опыта.
Новое в образовании:
Воспитательная система школы как фактор
воспитания нравственных ценностей у старшеклассников
Чтобы раскрыть деятельность классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей, необходимо представить ее в воспитательной системе школы. Раскрытие воспитательной системы школы, ориентированной на воспитание нравственных ценностей учащихся, основано на использовании системного подхода. Сис ...
Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников
Общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа. Младший дошкольный возраст В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за друг ...
Участие в конференциях, симпозиумах по вузовской психологии педагогике
Выступления на методологических семинарах, курсах повышения квалификации, встречи с работниками образования; Выступления на кафедрах по совершенствованию обучения и воспитания студентов; Публикация статей о методике преподавания в вузе; Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе; ...