Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Страница 2

Стратегически калмыцкая национально-региональная система образования развивается на основе реализации центральной культурной темы калмыцкого этноса, которая состоит из следующих этнических констант (по А.Б. Панькину): калмыцкий язык, связанный с «Ясным письмом»; фольклор и эпос «Джангар»; буддизм; традиционный хозяйственно-культурный тип жизнеобеспечения; традиционная историческая преемственность (знание своей родословной); осознание принадлежности к монгольскому суперэтносу. На основании исследований А.Б. Панькина мы выделили те константы, на основе которых возможно эффективное воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, это - народное искусство и фольклор, национальные праздники, традиции и обряды, религиозные традиции, родной язык. В связи с этим мы определили следующие направления: народная хореография, народное пение, этнокультурное литературное и театральное творчество, фольклор и этнография, джангароведение, народные художественные ремесла (изделия из кожи, бисероплетение, золотное шитье, национальная вышивка), народное музыкально-инструментальное исполнительство, конструирование и моделирование одежды в калмыцких, русских и других национальных традициях, калмыцкое и русское национальное декоративно-прикладное творчество.

На наш взгляд, образование, ориентированное на вышеперечисленные этнические константы, может значительно интенсифицировать и «обогатить» процесс воспитания эстетической культуры школьников. Данное утверждение обусловлено тем обстоятельством, что этнокультурно коннотированное образование учитывает этнопедагогические, этнопсихологические и этносоциокультурные особенности детей как представителей своих этносов, так и местные условия, возможности и пожелания конкретного контингента воспитанников и их родителей. При этом воспитание эстетической культуры школьников носит культурообразующий характер и направленно на приобщение воспитанника к этнической, российской и мировой культуре, общечеловеческим ценностям; развитие природы и возможностей обучающегося, формирование общей культуры личности, создание условий для её самоопределения и самореализации.

Наиболее естественным и действенным направлением в приобщении детей к художественно-эстетической деятельности является игра на народных музыкальных инструментах. Народная музыка и народные инструменты всегда являлись носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа. Игра на народных инструментах выступает как средство индивидуализированного раскрытия ребенка, его общения и самовыражения. В детском музыкальном воспитании, прежде всего, следует говорить об обращении к традициям народной инструментальной культуры, так как это направление почти не исследовано, и в системе музыкального воспитания его музыкально-педагогические возможности используются слабо. Народная культура – это живое, подвижное, но не изменяющее своим этнокультурным и традиционным корням явление. Народная музыка готовит детей к пониманию традиций и культуры не только своего народа, но и культуры других народов мира. Незнакомая музыка начинает восприниматься ребенком как явление культуры. Чувства и желания ребенка, которые совпадают с мотивом его деятельности, направлены на постижение этого явления. Ребенок готов к осмысленному восприятию музыки самых различных направлений и стилей.

Во Дворце детского творчества это направление реализуется через дополнительные образовательные программы «Калмыцкие народные инструменты (йочин, хуучир, ятха)» и «Обучение игре на калмыцкой домбре». Знакомство с историей развития калмыцкой народной инструментальной культуры, ансамблевое исполнительство на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений, связь с культурными традициями своего народа – все это позволяет делать музыкальную деятельность детей творческой, интересной, насыщенной и результативной. Данное направление художественно-эстетического образования позволяет воспитанникам Дворца детского творчества в активной форме знакомиться с историей калмыцкой народной музыкальной культуры, приобретать навыки исполнительства на народных инструментах в сольном и ансамблевом музицировании. В нем создаются условия для сочинения аранжировок, оригинальных произведений на народных инструментах, что является стимулом для дальнейшего проникновения в мир музыки. В процессе исполнительства на народных инструментах создается благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных и коллективных качеств, механизм обратной связи между детьми и педагогом, образуется развивающая среда для проявления творческой активности детей. В результате обучения игре на народных музыкальных инструментах у детей проявляется поиск самовыражения, интерес к общению с окружающим миром, освоение новых эстетических критериев с помощью языка народной музыкальной культуры. В этой связи мы выделяем одно из важных направлений воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного художественно-эстетического образования - калмыцкое народное инструментальное музицирование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Исследование эмпатических способностей В.В. Бойко
На третьем этапе проводилось исследование эмпатических способностей В.В. Бойко. Опросник предъявлялся подросткам, находящимся в следственном изоляторе города Владимира, и подросткам обычной средней школы. Результаты, полученные по методике В.В. Бойко, показывают, что рациональный канал эмпатии у де ...

Дидактические игры в педагогических системах
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания к обучению детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические иг ...

Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. На ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru