Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Страница 2

Стратегически калмыцкая национально-региональная система образования развивается на основе реализации центральной культурной темы калмыцкого этноса, которая состоит из следующих этнических констант (по А.Б. Панькину): калмыцкий язык, связанный с «Ясным письмом»; фольклор и эпос «Джангар»; буддизм; традиционный хозяйственно-культурный тип жизнеобеспечения; традиционная историческая преемственность (знание своей родословной); осознание принадлежности к монгольскому суперэтносу. На основании исследований А.Б. Панькина мы выделили те константы, на основе которых возможно эффективное воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, это - народное искусство и фольклор, национальные праздники, традиции и обряды, религиозные традиции, родной язык. В связи с этим мы определили следующие направления: народная хореография, народное пение, этнокультурное литературное и театральное творчество, фольклор и этнография, джангароведение, народные художественные ремесла (изделия из кожи, бисероплетение, золотное шитье, национальная вышивка), народное музыкально-инструментальное исполнительство, конструирование и моделирование одежды в калмыцких, русских и других национальных традициях, калмыцкое и русское национальное декоративно-прикладное творчество.

На наш взгляд, образование, ориентированное на вышеперечисленные этнические константы, может значительно интенсифицировать и «обогатить» процесс воспитания эстетической культуры школьников. Данное утверждение обусловлено тем обстоятельством, что этнокультурно коннотированное образование учитывает этнопедагогические, этнопсихологические и этносоциокультурные особенности детей как представителей своих этносов, так и местные условия, возможности и пожелания конкретного контингента воспитанников и их родителей. При этом воспитание эстетической культуры школьников носит культурообразующий характер и направленно на приобщение воспитанника к этнической, российской и мировой культуре, общечеловеческим ценностям; развитие природы и возможностей обучающегося, формирование общей культуры личности, создание условий для её самоопределения и самореализации.

Наиболее естественным и действенным направлением в приобщении детей к художественно-эстетической деятельности является игра на народных музыкальных инструментах. Народная музыка и народные инструменты всегда являлись носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа. Игра на народных инструментах выступает как средство индивидуализированного раскрытия ребенка, его общения и самовыражения. В детском музыкальном воспитании, прежде всего, следует говорить об обращении к традициям народной инструментальной культуры, так как это направление почти не исследовано, и в системе музыкального воспитания его музыкально-педагогические возможности используются слабо. Народная культура – это живое, подвижное, но не изменяющее своим этнокультурным и традиционным корням явление. Народная музыка готовит детей к пониманию традиций и культуры не только своего народа, но и культуры других народов мира. Незнакомая музыка начинает восприниматься ребенком как явление культуры. Чувства и желания ребенка, которые совпадают с мотивом его деятельности, направлены на постижение этого явления. Ребенок готов к осмысленному восприятию музыки самых различных направлений и стилей.

Во Дворце детского творчества это направление реализуется через дополнительные образовательные программы «Калмыцкие народные инструменты (йочин, хуучир, ятха)» и «Обучение игре на калмыцкой домбре». Знакомство с историей развития калмыцкой народной инструментальной культуры, ансамблевое исполнительство на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений, связь с культурными традициями своего народа – все это позволяет делать музыкальную деятельность детей творческой, интересной, насыщенной и результативной. Данное направление художественно-эстетического образования позволяет воспитанникам Дворца детского творчества в активной форме знакомиться с историей калмыцкой народной музыкальной культуры, приобретать навыки исполнительства на народных инструментах в сольном и ансамблевом музицировании. В нем создаются условия для сочинения аранжировок, оригинальных произведений на народных инструментах, что является стимулом для дальнейшего проникновения в мир музыки. В процессе исполнительства на народных инструментах создается благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных и коллективных качеств, механизм обратной связи между детьми и педагогом, образуется развивающая среда для проявления творческой активности детей. В результате обучения игре на народных музыкальных инструментах у детей проявляется поиск самовыражения, интерес к общению с окружающим миром, освоение новых эстетических критериев с помощью языка народной музыкальной культуры. В этой связи мы выделяем одно из важных направлений воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного художественно-эстетического образования - калмыцкое народное инструментальное музицирование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Деятельность социального педагога с беспризорными и безнадзорными
Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления – это профилактическое и коррекционно-реабилитационное. Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя: – работу по организации благоприятной с ...

Проблема развития творческих способностей личности
Вопросу что такое личность множество философов дают различные определения. Известный психолог, основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, считая, что решающее значение в вопросе формирования личности принадлежит сексуальному фактору. Его у ...

Сущность понятия «экологическая культура»
Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология. Сферу реальной жизнедеятельности человека, можно назвать экологической культурой. В понятие экологической культуры входят два компонента: экология и культура. В педагогическом словаре С. У. Гончаренко культура понимается ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru