Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Страница 6

Праздник – особая жизненная ситуация ребенка, когда без назидательности и упреков он получает уроки социального общения, когда в нем проявляются и закрепляются лучшие человеческие качества. Уникальная воспитательная возможность праздника состоит в том, что он дает возможность для активного самовыражения ребенка, вызванного реакцией на конкретное событие, возможность самоутверждения в конструктивной социально-полезной деятельности. Практика показывает, что создание и использование такого рода ситуаций в учреждении дополнительного образования детей является важным фактором воспитания эстетической культуры школьников. Учреждение дополнительного образования детей имеет специфические возможности для создания условий, способствующих большей самореализации детей и подростков. К примеру, оно может развивать у ребенка способность к выбору позиций, к ценностно-ориентированной деятельности, к этнокультурному саморазвитию через праздники, досуг, то есть через те формы, которые в педагогической практике считаются не столь значимыми.

Праздники, досуговая деятельность формируют у человека чувство принадлежности к социуму (соответственно, национальные праздники - чувство принадлежности к определенному этносу), общие ценности (в том числе этнические), чувство единства с другими людьми. Организаторами таких праздников не может выступить ни одна школа, а только учреждение дополнительного образования. Праздник – это важная и интересная форма массовой художественно-эстетической деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Главная его особенность – в преемственности целей и задач эстетического воспитания на занятиях и во внеучебной деятельности. Эта преемственность заключается в последовательном и целенаправленном формировании эстетической культуры школьников в условиях этнокультурной среды, как важной части их духовной культуры. Праздник вообще занимает особое место в воспитании детей школьного возраста. Одна из его основных целей – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием воспитания эстетической культуры. Праздник объединяет в себе различные виды искусств: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание праздников являются определяющими в подборе музыкального оформления.

Так, встреча с зимой обычно полна надежд на веселые игры, праздник новогодней елки с Дедом Морозом и Снегурочкой; теплые погожие дни, прилет птиц связаны с приходом весны («Встречаем весну», «Весна – красна», «Хавр ирвя» («весна пришла») и т.д.); яркие разноцветные листья деревьев – об осени («Золотая осень», «Осенние посиделки», «Намрин тег» («осенняя степь») и т.д.). Палитра музыкальных произведений, передающих образы, настроения этих праздников, отличается большим разнообразием: от веселой, торжественной, ликующей до мягкой, спокойной, задумчивой. Сезонные праздники можно проводить и в форме развлечений, что связано главным образом с воспитательными целями и содержанием материала.

Создание соответствующего настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. В Элистинском ДДТ это происходит по схеме: педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. В подготовке праздника принимают участие и дети. Подготовка включает и психологический настрой на создание радостной и доброжелательной атмосферы среди всех участников. На ее основе праздник становится источником богатых впечатлений для детей и содействует их эстетическому развитию. На празднике дети показывают свои достижения, и это является стимулом их дальнейшего творческого развития. Мы считаем, что праздник в учреждении дополнительного образования детей может и должен быть одной из основных форм воспитания эстетической культуры школьников. Возрождение национальных праздников, без сомнения, имеет огромное значение для эстетического воспитания школьников, для формирования у них этнического самосознания.

В Элистинском Дворце детского творчества, где национальный состав воспитанников разнообразен, стало традицией отмечать не только калмыцкие национальные праздники, но и праздники других народов России. Ежегодно отмечаются национальные праздники: калмыцкие (Зул, Цаган Сар, Урс Сар), русские (православное Рождество, Масленица, Пасха), казахский Наурыз, чеченский Ураза-байрам. Так дети разных национальностей приобщаются к культуре не только своего народа, но и народов, проживающих по соседству; учащиеся разучивают и поют песни на разных языках, знакомятся с обычаями и обрядами других народов. В результате у детей формируется уважение к иным национальным культурам, стремление эстетически воспринимать искусство разных народов. Тем самым значительно обогащаются их эстетические представления. Роль искусства при этом велика: ведь именно искусство способно пробуждать интерес к культуре другого народа, так как язык его понятен всем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Реализация условий преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек, отобранных нами в экспериментальную группу. На данном этапе эксперимента мы провели работу по устранению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Для этого мы провели серию занятий сказкотерапии, направленных на устране ...

Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО
В качестве стратегий проектирования инновационных процессов в системе ВПО мы рассматриваем: - реализацию важных характеристик индивидуально-ориентированного процесса обучения – нелинейности, модульности и вариативности форм обучения, предоставляющих студенту возможность самостоятельного выбора трае ...

Характеристика отклонений и особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития – крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза (нарушение онтогенетического развития). Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её мо ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru