Сеть — это множество разнородных элементов, находящихся в различных взаимоотношениях и объединенных между собой различными типами связей. Под такое определение попадает не только множество компьютеров, но и множество цифровых устройств (фотоаппаратов, видеокамер и т.д.), веб-документов, научных публикаций и сеть текстов вообще, экологические цепи и цепочки внутриклеточного метаболизма. Важной характеристикой перечисленных сетей является их постоянный рост и развитие. Протекающие в сетях процессы, например, процессы метаболизма, распространение инфекционных заболеваний, поведение групп людей и животных, развитие сети Интернет и сети веб-документов, имеют между собой много общего. Все перечисленные образования являются сетями, внутри которых работают общие принципы и стратегии. Социальная сеть состоит из множества людей, связанных между собой различными социальными отношениями. Нетрудно прогнозировать, что с последующим развитием информационных образовательных технологий в области большей интерактивности, активного вовлечения обучаемого в познавательный процесс, с созданием образовательных сред наподобие современных социальных сетей вопросы обеспечения информационной безопасности в данной сфере будут поставлены более остро.
В законах Российской Федерации, документах Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), а также государственных стандартах России (ГОСТ Р 50922-96, ГОСТ Р 51275-99 и др.) под информационной безопасностью (ИБ) понимается состояние защищенности обрабатываемых, хранимых и передаваемых данных от незаконного ознакомления, преобразования и уничтожения, а также состояние защищенности информационных ресурсов от воздействий, направленных на нарушение их работоспособности . Такое определение отражает прежде всего технологический аспект обеспечения информационной безопасности и требует дополнения применительно к сфере образования.
По Г.В. Грачеву, информационная безопасность личности — это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой. В качестве технологической основы формирования психологической самозащиты личности выделяют следующие компоненты: общая установка, ориентировка в ситуации, определение потенциала воздействия, выявление признаков угроз информационно правовой безопасности личности, организация защитного поведения.
Н.И. Саттарова под информационной безопасностью личности понимает состояние защищенности ее основных интересов, которые состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии, от угроз, вызываемых информационным воздействием на психику и социокультурное развитие человека разнообразными социальными субъектами и информационной средой общества.
Т.А. Малых применительно к области образования дает понятие информационной безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, проявляющееся в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать негативные эффекты информационного воздействия. Под угрозой информационной безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере. Обеспечение информационной безопасности есть совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике личности. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся.
Новое в образовании:
Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического
развития в изобразительной деятельности
Программа развивающих занятий с детьми с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства. Работа по формированию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться фронтально, малыми группами или индивидуаль ...
Технология разработки занятия с использованием интерактивной доски
В настоящее время развитие компьютерных технологий позволяет решать широчайший круг задач, как в домашнем применении, в области бизнеса, так и в образовании. В образовательном процессе в наше время очень широко используются интерактивные доски. Интерактивные доски бывают разных марок и видов. Но в ...
Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в
основной школе
Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к выработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных цифровых образовательных ресурсов, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированно ...