Сеть — это множество разнородных элементов, находящихся в различных взаимоотношениях и объединенных между собой различными типами связей. Под такое определение попадает не только множество компьютеров, но и множество цифровых устройств (фотоаппаратов, видеокамер и т.д.), веб-документов, научных публикаций и сеть текстов вообще, экологические цепи и цепочки внутриклеточного метаболизма. Важной характеристикой перечисленных сетей является их постоянный рост и развитие. Протекающие в сетях процессы, например, процессы метаболизма, распространение инфекционных заболеваний, поведение групп людей и животных, развитие сети Интернет и сети веб-документов, имеют между собой много общего. Все перечисленные образования являются сетями, внутри которых работают общие принципы и стратегии. Социальная сеть состоит из множества людей, связанных между собой различными социальными отношениями. Нетрудно прогнозировать, что с последующим развитием информационных образовательных технологий в области большей интерактивности, активного вовлечения обучаемого в познавательный процесс, с созданием образовательных сред наподобие современных социальных сетей вопросы обеспечения информационной безопасности в данной сфере будут поставлены более остро.
В законах Российской Федерации, документах Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), а также государственных стандартах России (ГОСТ Р 50922-96, ГОСТ Р 51275-99 и др.) под информационной безопасностью (ИБ) понимается состояние защищенности обрабатываемых, хранимых и передаваемых данных от незаконного ознакомления, преобразования и уничтожения, а также состояние защищенности информационных ресурсов от воздействий, направленных на нарушение их работоспособности . Такое определение отражает прежде всего технологический аспект обеспечения информационной безопасности и требует дополнения применительно к сфере образования.
По Г.В. Грачеву, информационная безопасность личности — это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой. В качестве технологической основы формирования психологической самозащиты личности выделяют следующие компоненты: общая установка, ориентировка в ситуации, определение потенциала воздействия, выявление признаков угроз информационно правовой безопасности личности, организация защитного поведения.
Н.И. Саттарова под информационной безопасностью личности понимает состояние защищенности ее основных интересов, которые состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии, от угроз, вызываемых информационным воздействием на психику и социокультурное развитие человека разнообразными социальными субъектами и информационной средой общества.
Т.А. Малых применительно к области образования дает понятие информационной безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, проявляющееся в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать негативные эффекты информационного воздействия. Под угрозой информационной безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере. Обеспечение информационной безопасности есть совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике личности. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся.
Новое в образовании:
Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с
синдромом дизартрия
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. На ...
Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины
Значение категории пола для понимания психологических особенностей индивида и специфики его жизненного пути доказано многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями. Однако в советской психологии проблематика пола представлена настолько слабо, что это дало основание И. С. Кону на ...
Практические рекомендации педагогу по работе с детьми страдающими СДВГ
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи вознаграждайте. Не жалейте похвалы для ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. 2. Изменяйте режим занятия – устраивайте режим занятия – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и ...