Дети группы сопоставительного анализа с нормальным психическим развитием продемонстрировали четвертый уровень. Умение ориентироваться в "схеме тела" человека сидящего, напротив, у них сформировано. Редкие ошибки, нормально развивающиеся дети, исправляли самостоятельно, лишь в единичных случаях детям требовалась помощь экспериментатора.
Рис.2 Распределение дошкольников в соответствии с выделенными уровнями успешности выполнения 2 блока методики: "Ориентировка в "схеме тела" человека, стоящего, напротив" (в %)
С заданием на определение пространственных отношений между предметами успешно справляются и демонстрируют IV уровень только 15% дошкольников с ЗПР. На III уровне 20%, у этих детей, чаще всего затруднения возникали в определении отношений выраженных предлогами: "под", "за", "из-за", "от", "из-под". У 45% исследуемых детей (II уровень) и 25% (I уровень) осмысление пространственных отношений между предметами вызывает существенные затруднения. С заданием: "Покажи, кто находится перед деревом" не справился ни один ребенок, демонстрирующий второй и первый уровень успешности выполнения заданий данной методики. Наиболее трудными для понимания оказались конструкции выраженные предлогами: "за", "из-за", "в", " от", "перед". Лишь 30% детей с ЗПР 10% из экспериментальной группы и 20% контрольной группы умеют правильно определять пространственное расположение предметов и демонстрируют IV уровень. Дети с нормально протекающим психическим развитием группы сопоставительного анализа продемонстрировали IV уровень, ошибки на понимание сложных предлогов из-за, из-под дети исправляли самостоятельно. Лишь в единичных случаях требовалась помощь экспериментатора.
Рис.3 Распределение дошкольников в соответствии с выделенными уровнями успешности выполнения 3 блока методики: "Понимание предлогов" (в %).
Анализ выполнения заданий четвертого блока методики показывает, что 5% детей с ЗПР понимая конструкции, выражающие пространственное расположение предметов относительно друг друга, испытывают затруднения при вербальном определении местоположения предметов. Затруднения касаются в основном конструкций, выраженных предлогами "перед", "из-за", "от", "к", "из-под". Характерной ошибкой является попытка выразить пространственное расположение предлогом "на", об этом свидетельствует ответы: на траве, вместо: под деревом, перед деревом, на небе вместо над деревом.50% детей с ЗПР демонстрируют (I уровень), они не могут самостоятельно употреблять слова, выражающие пространственные отношения.25% (II уровень) детей испытывают затруднения при вербальном определении местоположения предметов. Затруднения касаются в основном конструкций, выраженных предлогами: "перед", "из-за", "от", "к", "из-под", "с". Ни один ребенок с ЗПР ЭГ и КГ не достиг IV уровня.
У детей с нормальным психическим развитием среднегрупповой показатель успешности, что соответствует IV уровню. Трудности дети испытывали при словесном определении положения предметов, требующие использования предлогов: из-за, перед, над.
Новое в образовании:
Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии
«Шанс» Полянской школы-интерната
Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключае ...
Психолого-педагогические особенности развития детей
старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство — большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируют ...
Особенности коммуникативной компетентности детей с умственной
отсталостью
«Коммуникативная компетентность – социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний умений и навыков общения с людьми». «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обме ...