Анализ результатов исследования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Педагогика и воспитание » Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития » Анализ результатов исследования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Страница 5

Рис.4. Распределение дошкольников в соответствии с выделенными уровнями 4 блока методики: "Употребление предлогов" (в %)

Сравнительный анализ заданий на ориентировку на листе бумаги показал, что 40% (I уровень) не справляются с заданиями на определение правого левого, верхнего нижнего угла. Витя К., Лера М., Миша К. не справляются с предложенными заданиями даже с помощью экспериментатора. Юля К. большинство заданий может выполнить только с помощью взрослого. На III уровне 35% детей с ЗПР, этим детям тоже требуется помощь экспериментатора. Особые затруднения вызвали задания: "Поставь над крестиком точку", "Нарисуй слева от крестика кружок", "Нарисуй справа от точки треугольник", "Под кружком проведи волнистую черту". Еще более трудным для детей оказывается задание, требующее вербализированного отчета. На вопрос: "Скажи, в каком углу нарисована белка?" - дети отвечали: в нижнем или в правом. Лишь у 25% детей с ЗПР подготовительной группы ориентировка на листе бумаги не вызывает затруднений.

Дети группы сопоставительного анализа правильно выполняют задания, незначительное затруднение у некоторых детей вызывает задание требующие вербализированного отчета. Все 100% продемонстрировали IV уровень успешности.

Рис.5. Распределение дошкольников по уровням успешности выполнения 5 блока методики: "Ориентировка на листе бумаги" (в %)

При анализе данных по исследованию умения ориентироваться на листе бумаги, перевёрнутом на 180*, выяснилось, что большинство детей с ЗПР 65% не справляются с заданиями, даже помощью экспериментатора. Умение ориентироваться на листе бумаги, перевернутом на 180*, сформировано в пределах нормы только у 15% дошкольников с ЗПР. У 20% частично сформировано. Дети с ЗПР демонстрирующие II и III уровни задания выполняют развернуто.

1. Таким образом, проведенное исследование выявило, что у большинства детей с ЗПР, участвовавших в констатирующем эксперименте, имеются проявляющиеся в разной степени стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении пространственных отношений.

2. У дошкольников с задержкой психического развития обнаружено несовершенство самых нижних уровней пространственных представлений, а именно, соматогнозиса, восприятия пространства, существующего в пределах их собственного тела и взаимодействия с внешним пространством "от тела".

3. Дети с ЗПР не понимают конструкций, обозначающих пространственное расположение предметов, еще сложнее им эти отношения отразить в собственной речи. У них затруднено восприятие верхне-нижнего, право-левого расположения объекта и его деталей в пространстве. Все это не создает прочного фундамента для полноценного формирования вышележащего уровня пространственных представлений, а именно, вербального обозначения пространства и способности свободного оперирования данными категориями в устной речи.

4. Сравнительный анализ результатов выполнения заданий методики дошкольниками, что уровень сформированности пространственных представлений у детей с ЗПР не соответствует возрастной норме. Ни у кого из обследуемых с ЗПР не выявлен IV уровень успешности. Только у 15%, из 20 обследованных детей с ЗПР, зарегистрирован II уровень и у 10% III уровень.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Социально-психологические особенности младшего школьника
Феномен вытеснения воспитательной деятельности из набора профессиональных педагогических обязанностей проявляется в полной мере в средней школе. Но его источник расположен в начальной школе. Здесь же происходит своеобразная "закладка" как положительных, так и негативных последствий самых ...

Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей
Методическая работа в УДО - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов: деятельностный аспект позв ...

Содержание понятия логика
Термин "логика" происходит от греческого слова logos, что значит "мысль", "слово", "разум", "закономерность", и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозна ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru