Представленное в работе исследование сформированности пространственных представлений и отражения их в речи у детей с ЗПР, проведенное в сравнении с развитием этой функции у нормально развивающихся дошкольников, позволило выявить особенности формирования представлений у детей с ЗПР и подойти к разработке коррекционной программы с учетом выявленной недостаточности.
В результате исследования обнаружился низкий исходный уровень сформированности пространственных представлений, что свидетельствует о недоразвитии процессов пространственного анализа и синтеза. Все дошкольники с ЗПР, в разной степени, испытывают затруднения при выполнении заданий и необходимости осуществить вербальный отчет о проделанном. Это касается сформированности представлений о пространственных направлениях, пространственной обратимости, умении определять пространственные отношения предметов между собой, понимания и отражения в устной речи представлений о временных единицах.
Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, развернуто. Автоматизации этого умения, его свернутости, свойственных нормально развивающимся детям аналогичного возраста, у дошкольников с ЗПР не отмечается. Особенно трудна для них ориентировка в условиях мыслительной перешифровки на 180*. Затруднения при формировании представлений о пространственных отношениях предметов объясняются недоразвитием процессов пространственного анализа и синтеза, неумением устанавливать причинно-следственные отношения и отражать их в речи. Нарушения в понимании категорий пространства у детей с ЗПР так же вероятно вызвано нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство.
Коррекционная работа была направлена на формирование у детей с ЗПР дошкольного возраста пространственных представлений (о направлениях пространства, пространственных отношениях, о временных единицах).
Она осуществлялась в игре и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки, подвергать их анализу, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их, обозначать словами.
При обучении организовывались наблюдения детей за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки.
В результате проведенных занятий у детей экспериментальной группы с ЗПР значительно улучшилась пространственная ориентировка: дети проявляют умение не только ориентироваться в правом и левом у себя и у собеседника, определять направления по словесной инструкции, но и осуществлять перешифровку на 180*, определять сторонность на изображениях.
Заметное продвижение отмечается у них и в умении ориентироваться на плоскости листа, размещать рисунки в заданном месте на листе бумаги.
Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие у детей с ЗПР дошкольного возраста пространственных представлений способствовала улучшению понимания и способности свободного оперирования данными категориями в устной речи в сравнении с детьми контрольной группы. На речемыслительном уровне выявлена положительная динамика в формировании пространственного мышления, понятия о пространстве стали более адекватными, обобщенными в связи с включением операций сравнения, то есть становятся опосредованными.
Следует отметить, что уровень результатов экспериментальной группы не достиг уровня нормы, системная речевая патология, присущая детям с задержанным психическим развитием носит стойкий характер и преодолевается с трудом. Очевидно, что коррекционное воздействие должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей к усвоению школьной программы.
Новое в образовании:
Понятие однородности в аспекте членов предложения
В лингвистической литературе дается различные определения однородным членам предложения. Е.М. Галкина-Федорук называет однородными членами предложения - синтаксически одинаковые члены, связанные друг с другом сочинительной связью. Подобное определение мы встречаем у Э.И. Борисоглебской (1990: 339). ...
Структура учебной деятельности
Психологическая структура учебной деятельности определяется как целостное единство учебно-важных качеств и их взаимосвязей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют учебную деятельность. Психологическая структура учебной деятельности состоит из пяти функциональных блоков учебно-важн ...
Интерактивная доска как средство мультимедиа
Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видео ...