Коррекционная работа по формированию у детей с задержкой психического развития пространственных представлений

Педагогика и воспитание » Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития » Коррекционная работа по формированию у детей с задержкой психического развития пространственных представлений

Страница 15

Из таблиц и рисунков расположенных выше, видно, что в целом в экспериментальной группе в отличие от контрольной, которая не участвовала в формирующем эксперименте, можно отметить положительную динамику по всем направлениям коррекции.

На этапе констатирующего эксперимента ни у кого из обследуемых детей с ЗПР экспериментальной группы не выявлен IV уровень успешности, большинство (80%) имели I уровень с успешностью в 37% и разбросом от 21% до 49%. Один ребенок продемонстрировал II уровень с успешностью 51% и еще один III уровень с успешностью в 63%.

После проведенной коррекционно-логопедической работы экспериментальная группа показала в среднем III уровень, со среднегрупповым процентом успешности, соответствующим 68%. Индивидуальные показатели варьировались от 58% до 86% успешности. Два ребенка, это составляет 20%, достигли IV уровня, нижней его границы, нормы успешности, с индивидуальными показателями 86% и 80%.60% группы поднялись на III уровень со среднегрупповым показатель 66%.

Еще 20% (Александра П., Максим Г.) группы продемонстрировали II уровень, у детей с такими речевыми возможностями, как правило, отмечается несформированность и неречевых психических функций, поэтому они нуждаются в углубленном нейропсихологическом обследовании.

Хороший среднегрупповой показатель, в пределах нормы, группа демонстрирует при выполнении следующих блоков заданий:

1. Ориентировка в "схеме собственного тела".

3. Понимание предлогов.

Существенно повысилась способность ориентироваться в "схеме тела" человека стоящего, напротив (с 33% до 70%). Качественно возросло умение использовать в экспрессивной речи предлоги (с 43% до 70%).

Дети стали уверенней ориентироваться на листе бумаги и перешифровывать информацию, перевернутую на 180*, но умения еще недостаточны и требуют автоматизации.

Значительно лучше дети стали ориентироваться в частях суток и их цикличности. Уверенно определяют, и называю времена года, хорошо знают последовательность. Однако задание, назвать какое время года между летом и зимой, или какое бывает перед летом, у некоторых детей вызывает затруднение. Уровень представлений о днях недели значительно повысился (с 34% до 58%). Качественно повысилось умение понимать обратимые активные и пассивные конструкции (с 18% до 57%).

Хуже всего оказались сформированы представления о месяцах, что вполне объяснимо, материал является слишком громоздким и сложным даже для детей с нормальным психическим развитием.

Очевидно, что коррекционное логопедическое воздействие по устранению недостатков пространственных представлений у детей с ЗПР должно быть более длительным и интенсивным.

Анализ результатов и данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, позволил сделать следующие выводы:

Проведенное исследование пространственных представлений у дошкольников подтвердило информацию из научной литературы, что у детей с ЗПР имеются значительные недостатки в понимании и использовании в собственной речи вербальных средств, обозначающих пространство и позволило определить преимущественное направление коррекционной работы, направленной на их устранение.

В то же время, сформированность пространственных представлений после проведенной коррекционной работы оказывается ниже нормы, а это отрицательно скажется на успеваемости в школе. Поэтому рекомендуется оценивать актуальный уровень развития отдельных аспектов пространственных представлений, соотносить его с имеющимися нормативными показателями как можно раньше, что бы выявить отставания и нарушения. Ранняя диагностика и коррекция, опирающаяся (в том числе) на активное развитие мозга, на пластичность церебральных систем ребенка, обусловленную отсутствием жестких внутримозговых связей, помогут добиться больших успехов и приблизят задержанное развитие к нормальному.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

Новое в образовании:

Игрушка русского Севера
В Поморье любили делать куклу «панка» - обрубок дерева, округлый или ограненный, в котором топором обобщенно намечены голова с плоской лицевой частью, торс и широкая юбка. Руки или плотно прижаты к телу, или их нет. Черты лица предельно схематичны. Иногда резчик обозначает еще округлость груди или ...

Особенности познавательной сферы подростков
Известный психолог Р.С. Немов так пишет в своих трудах: «Учение в школе – это организованный процесс. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида». Психология – необходимая основа математики. Еще делегаты 1 всероссийского съезда ...

Анализ школьных программ и учебников по русскому языку для начальной школы
Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе. В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены пред ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru