Из таблиц и рисунков расположенных выше, видно, что в целом в экспериментальной группе в отличие от контрольной, которая не участвовала в формирующем эксперименте, можно отметить положительную динамику по всем направлениям коррекции.
На этапе констатирующего эксперимента ни у кого из обследуемых детей с ЗПР экспериментальной группы не выявлен IV уровень успешности, большинство (80%) имели I уровень с успешностью в 37% и разбросом от 21% до 49%. Один ребенок продемонстрировал II уровень с успешностью 51% и еще один III уровень с успешностью в 63%. Дипломная заказ заказать купить дипломную.
После проведенной коррекционно-логопедической работы экспериментальная группа показала в среднем III уровень, со среднегрупповым процентом успешности, соответствующим 68%. Индивидуальные показатели варьировались от 58% до 86% успешности. Два ребенка, это составляет 20%, достигли IV уровня, нижней его границы, нормы успешности, с индивидуальными показателями 86% и 80%.60% группы поднялись на III уровень со среднегрупповым показатель 66%.
Еще 20% (Александра П., Максим Г.) группы продемонстрировали II уровень, у детей с такими речевыми возможностями, как правило, отмечается несформированность и неречевых психических функций, поэтому они нуждаются в углубленном нейропсихологическом обследовании.
Хороший среднегрупповой показатель, в пределах нормы, группа демонстрирует при выполнении следующих блоков заданий:
1. Ориентировка в "схеме собственного тела".
3. Понимание предлогов.
Существенно повысилась способность ориентироваться в "схеме тела" человека стоящего, напротив (с 33% до 70%). Качественно возросло умение использовать в экспрессивной речи предлоги (с 43% до 70%).
Дети стали уверенней ориентироваться на листе бумаги и перешифровывать информацию, перевернутую на 180*, но умения еще недостаточны и требуют автоматизации.
Значительно лучше дети стали ориентироваться в частях суток и их цикличности. Уверенно определяют, и называю времена года, хорошо знают последовательность. Однако задание, назвать какое время года между летом и зимой, или какое бывает перед летом, у некоторых детей вызывает затруднение. Уровень представлений о днях недели значительно повысился (с 34% до 58%). Качественно повысилось умение понимать обратимые активные и пассивные конструкции (с 18% до 57%).
Хуже всего оказались сформированы представления о месяцах, что вполне объяснимо, материал является слишком громоздким и сложным даже для детей с нормальным психическим развитием.
Очевидно, что коррекционное логопедическое воздействие по устранению недостатков пространственных представлений у детей с ЗПР должно быть более длительным и интенсивным.
Анализ результатов и данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, позволил сделать следующие выводы:
Проведенное исследование пространственных представлений у дошкольников подтвердило информацию из научной литературы, что у детей с ЗПР имеются значительные недостатки в понимании и использовании в собственной речи вербальных средств, обозначающих пространство и позволило определить преимущественное направление коррекционной работы, направленной на их устранение.
В то же время, сформированность пространственных представлений после проведенной коррекционной работы оказывается ниже нормы, а это отрицательно скажется на успеваемости в школе. Поэтому рекомендуется оценивать актуальный уровень развития отдельных аспектов пространственных представлений, соотносить его с имеющимися нормативными показателями как можно раньше, что бы выявить отставания и нарушения. Ранняя диагностика и коррекция, опирающаяся (в том числе) на активное развитие мозга, на пластичность церебральных систем ребенка, обусловленную отсутствием жестких внутримозговых связей, помогут добиться больших успехов и приблизят задержанное развитие к нормальному.
Новое в образовании:
Коммуникативная компетентность как объект психологического исследования
Вне всякого сомнения, коммуникативная компетентность – одна из ведущих характеристик личности. Являясь составной частью общей социальной компетентности, она представляет собой многоплановую способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Содержание этого понятия разл ...
Развитие идентичности
Процесс развития идентичности Э. Эриксон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения – биологические или социальные, - необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов ...
Коммуникативные
и организаторские способности учителя
Для определения преобладающих способностей учителя начальных классов используем методику Б.А. Федоршина «Коммуникативные и организаторские склонности». Результаты заносим в таблицу 2.2 Таблица 2.2 – Оценка коммуникативных и организаторских склонностей № п/п Код Кол-во совпадений К Кол-во совпадений ...