В процессе работы по установлению последовательности происходящих событий, изображенных в сериях сюжетных картинок, можно предложить детям самостоятельно продолжить или начать историю. Детям предлагаются картинки, изображающие режимные моменты, требуется рассказать, что было раньше, что будет потом.
6 этап. Дальнейшее совершенствование понимания и употребления, сложных логико-грамматических конструкций, выражающих временные отношения.
Цель: закрепление понимания и выражения средствами языка различных временных категорий и их последовательностей.
Задачи:
совершенствовать у детей понимание предлогов и наречий, выражающих временные отношения, а также глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени;
развивать навыки самостоятельного использования в устной речи слов и сложных конструкций, отражающих временные отношения.
Работа начинается с введения в речь детей предлогов и наречий, выражающих временные отношения, а также глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Сначала у ребенка формируется понимание, а затем самостоятельное употребление различных временных речевых конструкций.
Игры и упражнения.
1. На столе пары картинок. Педагог проговаривает предложение, ребенок раскладывает пару картинок в правильной последовательности:
После зимы приходит весна.
За летом следует осень.
Перед зимой идет осень.
До осени было лето.
После того как прошла весна, наступило лето.
После завтрака мы идем на занятие.
Дети сели обедать после того, как помыли руки.
Вова пошел в кино после того, как прочитал книгу.
После того, как прошел дождь, дети пошли в лес.
2. По предыдущим парам картинок дошкольники должны самостоятельно составить предложения, в которых два действия совершаются последовательно одно за другим.
Временные представления развивались на занятиях по развитию речи с использованием картинного материала, во время прогулок, наблюдая живую природу.
После проведения формирующего эксперимента, который длился 3 месяца, было проведено контрольное изучение, в задачу которого входило проанализировать динамику формирования пространственных представлений в экспериментальной и контрольной группах детей с ЗПР и выяснить эффективность разработанной коррекционно-логопедической программы.
Рис.15. Соотношение результатов выполнения заданий методики детьми с ЗПР, экспериментальной и контрольной групп на этапе контрольного эксперимента (в %)
Параметры исследования в этом и в следующем графике:
1. Ориентировка в "схеме собственного тела".
2. Ориентировка в "схеме тела" человека стоящего напротив.
3. Понимание предлогов.
4. Употребление предлогов
5. Ориентировка на листе бумаги.
6. Ориентировка на листе бумаги, перевернутом на 180*.
7. Представления о частях суток.
8. Представления "вчера", "сегодня", "завтра".
9. Представления о временах года.
10. Представления о месяцах.
11. Представления о днях недели.
12. Понимание обратимых активных и пассивных конструкций.
Рис.16. Среднегрупповые показатели (в баллах) выполнения заданий методики, в ходе констатирующего и контрольного исследования экспериментальной группы детей с ЗПР.
Новое в образовании:
Проблемы физического воспитания в республике Беларусь
Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами ...
Средства развития познавательного интереса школьников
на уроках алгебры
У учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения. Источниками возникновения познавательного интереса у учащихся являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеклассная работа. Решающая роль принадлежит обуче ...
Развитие алгоритмического мышления в процессе изучения темы «Циклы»
Развитию логического мышления способствует формирование навыков построения алгоритмов. Поэтому в курс информатики включен раздел «Основы алгоритмизации». Основная цель раздела – формирование у школьников основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение реша ...