Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Педагогика и воспитание » Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях » Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Страница 15

Ясность, внятность речи во многом зависят и от скорости высказывания. У детей, говорящих быстро, речь, как правило. менее отчетлива (они не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, а иногда и "проглатывают" даже слова).

Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у отдельных детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата и т.д. С такими детьми организуются дополнительные занятия, которые в зависимости от сложности и характера дефекта проводятся воспитателем или логопедом.

Итак, задача воспитания звуковой культуры речи детей шестого года жизни заключается в том, чтобы продолжать укреплять их артикуляционный аппарат; упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов; учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению, правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание; показывать образцы литературного произношения слов; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи

Организация и методика проведения занятий.

В старшей группе могут быть предусмотрены специальные занятия и достаточно часто проводиться упражнения, решающие самые разные задачи воспитания звуковой культуры речи. Некоторые задания по развитию произносительной стороны речи включаются в содержание речевых занятий, например, при ознакомлении детей с художественной литературой; в процессе пересказа сказок, рассказов, воспроизведения стихотворений; при обучении детей описанию игрушек, содержания картин. Одновременно с решением основной задачи воспитатель учит детей правильно использовать громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности, обращает внимание дошкольников на необходимость четко и ясно произносить звуки, слова, фразы. Такой комплексный подход к развитию речи дошкольников, когда на одном речевом занятии (часто на одном и том же материале) решается несколько задач, дает возможность воспитателю более рационально организовать занятие, сделать его при меньшей затрате времени более насыщенным.

Основная работа по развитию произносительной стороны речи и фонематического восприятия у детей данного возраста направлена на дифференциацию следующих пар звуков: [с] - [з], [с] - [ц], [ш] - [ж], [ч'] - [щ'], [с] [ш], [з] [ж], [ц] [ч'], [с] ([с']) [щ'], [л] [р]. Такой подбор звуков не случаен. Сначала воспитатель учит различать звуки внутри одной группы (например, свистящие: [с] - [з], [с] - [ц]; шипящие: [ш] - [ж], [ч'] - [щ']); затем разных групп (свистящих и шипящих), звуки [л] - [р]. Необходимость различения этих пар звуков обусловлена тем, что они близки между собой в акустическом или артикуляционном отношении. Кроме того, они являются трудными, усваиваются детьми позднее, неточность их произношения чаще всего наблюдается в логопедической практике. Работа по дифференциации этих звуков на слух и в произношении проводится одновременно с их уточнением и закреплением у тех детей, у которых они еще недостаточно четко сформированы.

Восприятие звуков речи и их произношение - два взаимосвязанных процесса. Это хорошо видно из примера. Если ребенку предложить найти среди нескольких слов слово с заданным звуком или выбрать из фразы только те слова, в которых есть изучаемый звук, то он, выполняя упражнение, часто неоднократно проговаривает слова, произнося в них звуки несколько протяжней, стремясь таким образом при помощи собственного произношения проконтролировать, есть ли в слове отрабатываемый звук. При задержках артикуляции у ребенка, если его попросить определить наличие в слове заданного звука, поставив ему условие зажать язык между зубами или широко открыть рот, количество неправильных ответов увеличивается. Особенно заметна эта связь при некоторых дефектах звукопроизношения, недоразвитии фонематического слуха. Недостатки произношения звуков могут быть одной из причин нечеткой их дифференциации на слух, и, наоборот, нечеткая дифференциация определенных групп звуков на слух может быть причиной нечеткого или неправильного их произношения. Поэтому работа по различению звуков на слух должна вестись одновременно с укреплением артикуляционного аппарата, с закреплением правильного произношения отдельных звуков.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Новое в образовании:

Особенности развития личности в подростковом возрасте
Важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появление ...

Современное состояние эволюционного учения в школьном курсе биологии
Мир, а вместе с ним и мы, стремительно изменяется. Поток информации из самых разных источников просто захлестывает. Но приходишь в школу – попадаешь в информационный штиль: ни бурь, ни штормов. 20 век подарил биологии несколько важнейших для понимания эволюции инструментов – генетику, учение о биос ...

Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации
Формирование информационной безопасности школьников нуждается в специальных условиях, которые создают возможности взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и учащимся на основе тщательно продуманного содержания занятий по информационной безопасности, имеющих смысловую значимость для школьник ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru