Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Педагогика и воспитание » Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях » Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Страница 13

При заучивании чистоговорок детей просят четко произносить их сначала в слегка замедленном темпе, а потом проговаривать так же отчетливо и ясно, но в умеренном темпе. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети учатся читать стихотворения в том темпе, в каком их прочитал воспитатель.

Работа над интонационной выразительностью речи осуществляется как на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, так и на других речевых занятиях, например, при заучивании стихотворений. При этом воспитатель дает образец выразительного чтения сказок, рассказов, широко используя инсценировки (животные говорят разными голосами). Эффективными являются и специальные задания, в которых детям предлагают произносить фразы с различными интонациями: весело, грустно, торжественно и пр. Полезны также упражнения, направленные на развитие голосового аппарата: проговаривание звукоподражаний (например, мяу-мяу произносится то жалобно, то сердито); выделение во фразе отдельных слов и т.д. Чтобы дети на слух улавливали различные интонации, воспитатель предварительно показывает, как надо правильно произнести фразу.

Проводить занятия воспитатель должен творчески, учитывая уровень сформированности звуковой стороны речи детей, то есть подбирать материал с учетом того, какой раздел звуковой культуры речи менее всего ими усвоен.

На примере фрагмента занятия рассмотрим, как работа по закреплению звуков увязывается с развитием других сторон звуковой культуры речи.

Пример занятия.

Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение звука [ж]; учить слышать его в словах, произносить с различной громкостью, протяжно, на одном выдохе. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического восприятия, речевого дыхания.) Наглядный материал: игрушки - жук, ежик, медвежонок, кошка, собака. Картинки с изображением медведя и медвежат, ежа и ежат, лошади и жеребят.

Ход занятия: воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением жука и спрашивает, кто это, какой звук издает (ответы групповые и индивидуальные). Затем он предлагает детям, находящимся в первом ряду, "превратиться" в больших жуков, а детям второго ряда "стать" маленькими жуками: большие жуки будут жужжать громко и долго, а маленькие - тихо. Затем дети меняются ролями.

В ходе игры воспитатель уточняет:

Костя, скажи, как жужжит большой жук? Света, как жужжит маленький жук?

Педагог обращает внимание не только на громкость произнесения звука, но и на его длительность.

Воспитатель показывает картинку с изображением медведицы и медвежат и спрашивает, указывая на медведя:

Кто это? (Мишка, медведь, Михаил Потапович.) А кто детеныш у медведя? (Медвежонок.) А если их несколько? (Медвежата.)

Педагог показывает картинки с изображением других животных и предлагает назвать их детенышей.

Положив на стол игрушки (жука, медвежонка, собаку, кошку), воспитатель просит назвать их и определить, в названии каких игрушек слышится звук [ж]? Если какое-либо слово сказано неправильно, воспитатель произносит его сам (протяжно, выделяя голосом звук [ж]).

Воспитатель. В слове медвежонок есть звук [ж]? Вслушайтесь в слово собака, есть ли в нем звук [ж]?

Воспитатель предлагает детям внимательно слушать ответы товарищей и устанавливать наличие заданного звука.

Затем педагог развешивает на ниточках 5-6 бумажных "снежинок" и предлагает детям как можно дольше дуть на них, обращая внимание на правильный выдох.

В старшем дошкольном возрасте (от пяти до шести лет) дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои мысли, отвечать на вопросы развернутыми фразами, грамматически правильно строить предложения. Однако каждое устное высказывание должно быть не только последовательным, точным, логичным, но и правильно оформленным в звуковом отношении (отчетливым, внятным, достаточно громким, не слишком быстрым, интонационно выразительным). Это является необходимым условием полноценного общения, общей речевой культуры.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Новое в образовании:

Выявление особенностей творческого воображения у детей с задержкой психического развития
Экспериментальное исследование проводилось во 2 а и во 2 б классах средней школы №2 г. Белозерска, где обучаются нормально развивающиеся дети и дети с задержкой психического развития. Для определения уровня развития творческого воображения были использованы следующие методики: 1. Методика «Несущест ...

Значение общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения совершенствуют деятельность двигательного анализатора в целом, активизируют обмен веществ, тренируют сердечнососудистую систему и дыхательный аппарат. Огромен обучающий эффект общеразвивающих упражнений. Являясь основным содержанием ежедневной утренней гимнастики и состав ...

Особенности физического воспитания детей первого года жизни
Режим детей первого года жизни основан на выработке динамического стереотипа в чередовании главных элементов — кормления, сна и бодрствования. Процесс привыкания к режиму детского учреждения, адаптация к новым условиям протекает у детей по-разному в зависимости от возраста, состояния здоровья, дома ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru