Практический опыт показывает, что работа по различению звуков должна строиться следующим образом: сначала дифференциация изолированных звуков, затем звуков в словах, а потом в речи.
В начале занятия воспитатель сообщает детям, с какими звуками им предстоит работать (используя игры или игровые упражнения). Затем они упражняются в различении изолированных звуков на слух. Воспитатель произносит их в случайном порядке, и в зависимости от услышанного звука дети выполняют то или иное действие. Например, при дифференциации звуков [с] и [з] воспитатель предлагает им поднимать руку, когда они услышат звук [с], и хлопать в ладоши, когда они I услышат звук [з]. Информация 108r00772 на сайте.
Следующий этап работы - обучение умению различать звуки в словах, правильно произносить их, не смешивая. Выполняя игровые упражнения, дети поочередно произносят слова с дифференцируемыми звуками. Проводя, например, игру "Кто убежал?", воспитатель убирает то игрушку, в названии которой есть звук [з], то игрушку, в названии коI торой есть звук [ж]. Он просит детей правильно назвать слова, выделив голосом дифференцируемые звуки: коз-з-за, еж-ж-жик. Для различения звуков на слух детям можно предложить подобрать слова с отрабатываемыми звуками (например, мальчикам - со звуком [з], девочкам - со звуком [ж]).
В старшей группе, прежде чем упражнять детей в дифференциации звуков в речи, следует провести предварительную подготовительную работу, которая заключается в том, что дошкольников учат вычленять из фраз слова с одним из дифференцируемых звуков и только потом, усложняя задание, предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Например, при дифференциации звуков [с] и [з] воспитатель упражняет детей сначала в выделении из фраз слов, в которых есть звук [с] (в начале, в конце и середине слова): "Люда подарила Соне куклу", "По дороге едет автобус", "Петя чинит колесо"; потом звук [з]: "Зоя читает книгу", "Папа купил маме вазу". Затем он дает предложения, включающие оба звука в определенной последовательности: сначала слово, в котором есть звук [з], потом слово со звуком [с]: "Зоя купает маленькую Свету в ванне". Постепенно количество слов с дифференцируемыми звуками увеличивается, при этом подбираются слова, относящиеся к разным частям речи.
С целью обучения детей умению правильно произносить смешиваемые звуки воспитатель специально подбирает фразы, насыщенные звуками, требующими их четкой дифференциации. Хорошим речевым материалом для упражнений являются чистоговорки и скороговорки, при произнесении которых дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции. Одновременно с дифференциацией звуков в произношении дошкольники занимаются вычленением слов с заданными звуками из фразы. В дальнейшем, усложняя задания, воспитатель может предложить детям выделить слова с данными звуками из небольшого стихотворения. На первых порах, чтобы облегчить им нахождение слов, он использует наглядность, например, выставляет на столе столько елочек, матрешек, сколько слов с заданными звуками имеется в четверостишии. Когда слово названо, игрушка убирается.
При произнесении чистоговорок, скороговорок одновременно с работой над звукопроизношением, дикцией отрабатывается нужная громкость голоса, темп речи.
Учитывая то, что к пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков (особенно звуков позднего онтогенеза), работа над звукопроизношением является важной и на этом возрастном этапе. Игры и упражнения на дифференциацию звуков способствуют также их уточнению и закреплению. Поэтому воспитатель строит занятия так, чтобы дети имели возможность в процессе дифференциации звуков потренироваться в правильном их произношении, как в изолированном виде, так и в словах, фразах. Закрепление звуков, введение их в речь у детей, имевших отставания в речевом развитии, осуществляются не только на занятиях, но и в процессе повседневного общения.
Новое в образовании:
Исторический аспект проблемы санитарно-гигиенического воспитания родителей
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию. Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в обр ...
Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: повторить и закрепить знания учащихся по орфографии, вспомнить орфограммы, регулирующие правописание безударной гласной в корне, показать связь орфографии с морфемикой и словообразованием, выявить пробелы учащихся в их подготовке по данным разделам курса русского языка; развивать умения свобо ...
Эффективность коррекционной программы по развитию коммуникативной
компетентности у подростков, имеющих нарушения интеллекта
Процесс развития коммуникативной компетентности у подростков происходит в активной деятельности с другими детьми, здесь он приобретает свой эмоциональный и социальный опыт общения, он чувствует расположение к себе, любовь или равнодушие, теплоту или холодность, сердечность или отстраненность. Таког ...