2) У детей с умственной отсталостью прослеживается недоразвитие каждой психосоциальной компетентности. Помимо навыков самообслуживания, которые плохо развиты у детей с умственной отсталостью, часто встречаются дети, у которых коммуникативная компетентность находится на низком уровне развития. Детям в силу своих психических процессов трудно выстроить правильную коммуникацию или поддерживать ее. Надо помнить еще о том, что дети сироты, этот фактор тоже является составляющим этой проблемы.
По результатам беседы была выделена как наиболее актуальная для формирования у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью коммуникативная компетентность.
Протокол беседы .
Интервью:
– Целью интервью было получение сведений о классе в целом и об отдельных учащихся. Для достижения этой цели были выделены следующие вопросы: 1) Возраст учащихся? 2) Количество человек в классе? Сколько мальчиков, сколько девочек в классе? 3) Какая степень умственной отсталости у каждого ребенка? 4) Есть ли дети, у которых наблюдаются признаки агрессивности, возбудимости? 5) Какие психосоциальные компетентности неимение развиты у детей. Наиболее явно выражены?
По результатам интервью получены следующие сведения: Возраст учащихся от 7 до 9 лет. Всего в классе 10 человек: 5 мальчиков, 5 девочки. У всех учащихся легкая степень умственной отсталости. Возбудимых учеников в классе наблюдается четверо. Это Кирилл, Света, Таня, Андрей. Признаки агрессивности наблюдаются у Андрея, он может не только оскорбить, но и ударить. Не развита коммуникация. У таких детей совместная работа либо отсутствует либо слабо выражена из-за того что дети не умеют сотрудничать друг с другом
Протокол интервью .
Наблюдение:
– Цель наблюдения: определить уровень развития коммуникативной компетентности, у младших школьников с умственной отсталостью. Для этого была создана карта наблюдения. Наблюдения проводилось по следующим умениям: умение сотрудничать с учителем (обращается за помощью к учителю; выполняет задания предложенные учителем); умение задавать вопросы (вопрос соответствует теме; полная формулировка); умение сотрудничать со сверстником (договариваться, соблюдения договоренности; учитывать мнение друг друга); умение отвечать на вопросы (отвечает правильно на вопрос, содержательно); умение участвовать в диалоге (удерживает тему диалога; аргументирует свою точку зрения; умеет слушать собеседника).
Каждое умение рассматриваем определенным показателем:
– умение сотрудничать с учителем (обращается за помощью к учителю; выполняет задания предложенные учителем);
Если ученик обращается за помощью к учителю, выполняет задания предложенные учителям, то умение сотрудничать с учителем сформировано на высоком уровне.
Если же ученик выполняет задания предложенные учителям, но за помощью не обращается или на оборот то умение сотрудничать с учителем сформировано на среднем уровне.
Если у ученика не наблюдается этого, то уровень умения сотрудничать с учителем сформирован на низком уровне.
– умение задавать вопросы (вопрос соответствует теме; полная формулировка);
Если ученик задает вопросы, касающиеся темы и полно формулирует его, то умение задавать вопросы сформировано на высоком уровне.
Новое в образовании:
Реализация системы упражнений при работе над
однородными членами предложения в 4 классе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Апробация проводилась на базе МОУ "Лицей" в 4 "Г" классе. В данном классе обучается 24 учащихся, из них 23 участвовали в опытно-экспериментальном исследовании, которое проводилось в три э ...
Компетентностный подход в
обучении
Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Стандартной схемы «знания — умения — навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточно, традиционные ЗУНы уступают позиции компетенциям. Понятие «компетентностный ...
Общее педставление о видах и методах педагогических исследований
Научно-педагогическое знание представляет собой воспроизведение в языковой или символической форме обобщённых представлений о закономерных связях в отношениях, существующих между педагогическими фактами и явлениями. Педагогическое знание существует в виде научных представлений и понятий, идей и гип ...