Выявление особенностей творческого воображения у детей с задержкой психического развития

Педагогика и воспитание » Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития » Выявление особенностей творческого воображения у детей с задержкой психического развития

Страница 1

Экспериментальное исследование проводилось во 2 а и во 2 б классах средней школы №2 г. Белозерска, где обучаются нормально развивающиеся дети и дети с задержкой психического развития.

Для определения уровня развития творческого воображения были использованы следующие методики:

1. Методика «Несуществующее животное»;

2. Методика Э. Торренса;

3. Тест «Насколько развита ваша фантазия»;

4. Тест «Свободный рисунок».

Методика «Несуществующее животное» ставила своей целью определить уровень развития творческого воображения у детей вторых классов .

Детям давалась следующая инструкция «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

При определении уровня творческого воображения использовалась следующая интерпретация: наиболее низкий (нулевой) уровень – это изображение реального животного (зайца, собаки, крокодила, человека и так далее). Для шестилетнего возраста такой способ изображения – свидетельство низкого уровня развития воображения, но не признак отклонения от нормы. Для более старшего ребенка это показатель отклонения либо в умственном развитии, либо в эмоциональной сфере. В частности, к подобному способу построения образа приводит сильное повышение уровня тревоги: ребенок боится отойти от реальности и позволить себе фантазирование.

Несколько более высокий вариант, относящейся к тому же уровню – это изображение животных, несуществующих, но существовавших когда-то или же позаимствованных из литературы (динозавра, дракона, Змея Горыныча). Этот вариант говорит о бедности воображения и типичен для детей с низким общекультурным уровнем.

Первый уровень – конструирование, собирание нового существа из деталей реальных животных (например, голова человека, тело медведя, заячьи уши, птичий хвост). Обычно конструкция отражается и в названии: «человеко-медведе-заяц», «слоно-корова», «летающий медведь» и тому подобное.

Этот способ построения образа характерен для рационалистического подхода к задаче. Он говорит ни о каких-либо психологических отклонениях, а лишь о низкой творческой направленности, об «исполнительской», а не творческой установке. В начале младшего школьного возраста (примерно до восьми лет) такая установка является наиболее типичной. При рационалистическом способе создания образа дальнейшая оценка определяется количеством прототипов и степенью их разновидности. Так, комбинация из пяти животных – это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Корова с рыбьими плавниками – показатель более развитого воображения, чем та же корова с лошадиными.

Второй уровень – создание целостного образа нового несуществующего животного в соответствии с общей схемой животного, но без привлечения деталей конкретных животных. Такое животное имеет голову с глазами и ртом, туловище, конечности (ноги, руки, крылья, щупальца) название в этом случае не включает указаний на прототипы, но иногда может строится по той же модели, по которой строятся названия реальных животных («пусик», «бубозавр», «шапкоед»). Этот тип образа характерен для художественно – эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше созданное животное похоже на реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.

Третий уровень – создание абсолютно оригинального существа (не напоминающего обычных животных и не построенного по стандартной схеме: голова с глазами и ртом, туловищем и конечностями). Этот способ говорит о творческом складе личности. Он возможен у ребенка как с преимущественно рационалистическим, так и преимущественно художественным подходом к действительности, если только у него есть реально творческие возможности. У детей младше девяти десяти лет такой способ построения образа встречается довольно редко .

Таблица 1. Анализ полученных результатов учащихся 2 б класса по методике «Несуществующее животное»

№ п/п

Имя учащегося

Уровень творческого воображения

1.

Тима М.

0

2.

Игорь П.

1

3.

Даяна Б.

1

4.

Виталик С.

0

5.

Дима Я.

0

6.

Артем К.

0

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Патриотическое и интернациональное воспитание детей
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические св ...

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр
ІІ этап (октябрь 2012 – февраль 2013г.) – формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента – организовать и провести экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников с помощью специально разработанного комплекса дидактических игр. В данном параграфе представ ...

Рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС
· Тщательно планировать содержание компонентов ИОС. · Мотивировать студентов к созданию и поддержанию работы компонентов ИОС. Предлагать студентам в качестве заданий накопительной части ТК РНС задания по преобразованию имеющихся учебных и методических материалов в электронный вариант. · Преподавате ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru