Педагогические программы дополнительного образования

Страница 2

Понятие «образовательная программа» введено в педагогическую практику Законом Российской Федерации «Об образовании», статья 9. Согласно этому закону, образовательная программа отражает содержание образования определенного уровня и направленности. В дополнительном образовании это образовательные комплексы, проектируемые как на уровне учреждения дополнительного образования в целом (образовательная программа учреждения), так и на уровне его организационных подсистем (образовательная программа подразделения, детского объединения или коллектива). В первом случае в них входят различные по направлениям деятельности образовательные программы подразделений и коллективов, включающие в себя, в свою очередь, учебные программы. Типология учебных программ чрезвычайно многообразна, ее основные характеристики могут быть представлены в следующей структуре.

Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организована как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать коллективы, отдельные педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становятся важным фактором развития самосознания.

Образовательные программы вбирают в себя программы для дошкольников, школьников, подростков, детей завершивших школьное образование; программы различные по продолжительности, условиям освоения, технологиям, направленности. Целостность дополнительного образования как социокультурного феномена обусловливает синтетический характер программ, сочетание в пределах единой программы систем развития интеллектуального, эмоционального, нравственного, коммуникативного потенциала личности. Целостность образовательных программ обеспечивается и через интеграцию различных предметных областей в пределах одной программы, взаимопроникновение и взаимодополнение различных видов деятельности (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.).

К важнейшим характеристикам образовательных программ относится их «открытость», внутренняя подвижность содержания и технологий, связанные с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и запросов детей.

Каждая образовательная программа может быть рассмотрена как интегрированная (по содержанию), комплексная (по видам деятельности), уровневая (по способам освоения). Возможность уровневого освоения полнее всего характеризует потенциал образовательных программ, с одной стороны, обеспечивая преемственность в развитии познавательной базы умений и навыков, опыта творческой деятельности, с другой – гарантируя выбор содержания образования, соответствующего познавательным возможностям и интересам.

В своей диссертационной работе Липатова С.Н. различает несколько уровней освоения программ в практике дополнительного образования: «Организационно-педагогические условия социализации личности подростка в детско-юношеском клубе по месту жительства»:

Общекультурный уровень – предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности определенной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности.

Углубленный уровень – предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

Профессионально ориентированный уровень – предусматривает достижение повышенного уровня образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального (начального, среднего, высшего) образования.

Уровни освоения программ могут быть характеризованы и по ведущему виду деятельности ее участников. В логике подобного построения уровни представляют собой этапы освоения программы: информационно-познавательный, операционно-деятельностный, практико-ориентированный.

В практике выделяются и другие уровни освоения, обусловленные целевыми установками программ. В качестве примерных образцов проектирования Лебедев О.Е приводит несколько фрагментов текстов образовательных программ.

Фрагмент 1

Детский парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках».

Программа «Мир русской усадьбы».

Курс по дополнительному образованию

Данная программа является пропедевтической к разрабатываемым в детском парке курсам: «История России и русская усадьба», «Знаменитые Трубецкие», «Великая усадебная литература», «Музыкальная культура русской усадьбы», «Усадьба – колыбель русского искусства», «Зодчество русской усадьбы», «Столица и усадьба», «Садоводство», «Зверинец в русской усадьбе», «Мир цветов», «Оранжерея в русской усадьбе», «Организация праздников и забав», «Практическое экологическое образование», «Экология города», «Бальные танцы и русская усадьба», «Верховая езда», «Культура России и французский язык» и другие. В программе «Мир русской усадьбы» впервые предпринята попытка совместить изучение проблем экологии культурной (нравственной) и экологии биологической, а также предложить обучающимся шанс для гармоничного восприятия и построения собственной жизни в гармонии с природой и культурой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников
Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. В воспитании и развитии личности особое место занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Ценности и идеалы тесно связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов менялись представлени ...

Классификация детских площадок по компоновочной структуре
Единый игровой комплекс (В таком комплексе дизайнеры стремятся собрать воедино разнообразные игровые элементы, объединенные общим стилистическим решением. Создатели таких комплексов стремятся к колористическому единству и повторяемости основных декоративных элементов, наличию общей идеи. При этом п ...

Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в деятельности классного руководителя
Изучение научно-педагогической литературы показало, что концептуальные основы воспитания нравственных ценностей старшеклассников успешно реализуются классным руководителем с учетом комплекса следующих педагогических условий: взаимодействие классного руководителя с семьей старшеклассников; педагогич ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru