Насколько цели образовательной программы учреждения соответствуют целям общего образования?
Насколько полно в образовательной программе использован потенциал системы дополнительного образования?
Согласованы ли цели образовательной программы с содержанием социального заказа на услуги дополнительного образования?
Насколько полно представлены компоненты образовательной программы?
Соответствует ли оформление пакета учебных программ нормативным требованиям?
Насколько ожидаемые результаты реализации программы соответствуют социально значимым целям развития личности, возможностям выбора индивидуальных образовательных маршрутов?
Какие рекомендации по совершенствованию программы могут быть предложены ее разработчикам?
Наряду с образовательными программами учреждений систему разноуровневого вариативного образования обеспечивают и образовательные программы подразделений учреждений дополнительного образования (УДО) по отдельным направлениям, программы творческих коллективов, входящих в состав подразделений УДО.
Образователъные программы подразделений (отделов), творческих коллективов аналогичны по структуре образовательной программе учреждения, согласованы с ней по целям, условиям реализации, ожидаемым результатам. Их экспертизы проводятся по тому же алгоритму, что и экспертиза образовательной программы учреждения, но дополнительно привлекаются специалисты соответствующего программе профиля.
Образовательные программы учреждений, подразделений, творческих коллективов следует отнести к категории авторских программ, так как они отражают опыт педагогического проектирования, обусловленный социокультурными особенностями региона, ресурсным потенциалом учреждений, коллективов.
Программы дополнительного образования ориентированы на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей и подростков. Программы эти различны не только по масштабу, педагогическим технологиям, возрастным ориентирам, но и по содержанию. Содержание программ обусловлено социальным заказом со стороны родителей, школы, органов управления образованием. В то же время они определяют и возможности кадрового, материально-технического обеспечения. В отличие от программ школы программы дополнительного образования гораздо более динамичны по своим содержательным характеристикам. Программы, к которым утрачивается интерес детей и родителей, как и программы, требующие уникальных специалистов, значительных затрат, зачастую уходят из учебных планов, на их место приходят новые программы. При всем содержательном многообразии программ, исследователи дополнительного образования классифицируют их по нескольким основным направлениям, широко представленным в практике деятельности учреждений дополнительного образования.
Техническое направление. Начало положило открытие в 1926 г. в Москве Станции юных техников. Впоследствии техническое направление во внешкольном, а затем и в дополнительном образовании развивается через организацию специализированных детских образовательных учреждений — центров технического творчества, отделов техники в многопрофильных учреждениях внешкольного (дополнительного) образования. Содержание программ технического направления охватывает области технического моделирования и конструирования, научно-технического и художественно-технического творчества, творческую область, связанную с использованием технических средств. Программы технического направления обеспечивают деятельность судомодельных, авиамодельных объединений, дизайн-студий, объединений картинга, клубов космонавтики, кино-, фото-, видеостудий, множества других объединений.
Поступательное развитие науки и производства обусловливает динамичность содержания технического направления, расширение его сферы за счет программ, связанных с новейшими информационными, прежде всего компьютерными, технологиями. В целом программы технического направления определяют выбор сферы деятельности, связанной с использованием достижений технического прогресса в целях продуктивного творчества.
Содержание программ технического творчества может быть конкретизировано через ряд ведущих направлений.
Техническое моделирование и конструирование. Программы разрабатываются в основном для детей школьного возраста. В задачи входит расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование умений и навыков работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций разного функционального назначения. Программы, рассчитанные на учащихся младшего школьного возраста, предусматривают развитие навыков конструирования изделий из бумаги, картона, фанеры, пластмасс. Программы направлены на развитие пространственного мышления, расширение базы школьных знаний в области практического конструирования. В отличие от школьных программ трудового обучения начальной школы программы дополнительного образования дают возможность учащимся младшего школьного возраста полнее проявить творческий потенциал, больше времени уделить выбору модели, процессу ее конструирования.
Новое в образовании:
Содержание управленческих функций, основные методы управления. Логика построения
управленческого цикла
Управленческая деятельность руководителя ДОУ требует оперативности в решении самых различных вопросов, краткости и точности изложения мыслей, творческого, глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Все это предопределяет необходимость ее пос ...
Психолого-педагогические аспекты групповой формы обучения
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI века основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая. С XIX века, когда ведущей ...
Практические рекомендации педагогу по работе с детьми страдающими СДВГ
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи вознаграждайте. Не жалейте похвалы для ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. 2. Изменяйте режим занятия – устраивайте режим занятия – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и ...