Анализ программы развития городской системы образования

Педагогика и воспитание » Инновационные процессы в образовании » Анализ программы развития городской системы образования

Страница 4

Накапливающийся в ходе реализации программы развития системы образования опыт эксперимента и инноваций отражает научно-педагогический подход к оптимизации обучения, воспитания и развития учащихся, более высокий уровень педагогического анализа, прогноза, диагностирования и экспертизы, позволяющий правильно оценить смысл и результативность экспериментальной работы, спрогнозировать дальнейшее развитие общего образования в городе.

Развитие школы (в широком смысле этого слова) сегодня характеризуется активным внедрением эксперимента в различные сферы образования. Обращение к эксперименту, видимо, есть отражение объективной необходимости трансформировать образовательные условия в соответствии с меняющимися социальными потребностями.

Эксперимент в образовании – это, с другой стороны, и попытка научно-педагогического подхода к оптимизации собственно обучения, воспитания и развития учащихся, формированию полноценных воспитательных систем. Опыт эксперимента для руководителей учреждений образования – это ещё и восхождение на другой уровень педагогического анализа и прогноза, диагностики и экспертизы, рождающихся в ходе экспериментальной работы явлений.

Основные направления эксперимента сегодня отражают давно назревшую потребность школы в личностно-ориентированном образовании, в том, чтобы сделать ученика центром и главной целью образовательного процесса.

В качестве основного направления экспериментальной, инновационной работы в школах города можно выделить различного рода дифференциацию обучения и развития учащихся. Наиболее характерный и широко используемый способ осуществления этой задачи – дифференциация школьников по уровню их обучаемости. Так возникли и приобрели массовый характер разноуровневые классы, классы коррекции (педподдержки, выравнивания, педагогической реабилитации), классы для одарённых детей, сады-школы; набирают “обороты“ гимназии и лицеи.

На пути создания таких классов важно осознать, что такое “сильные“, “средние“ и “слабые“ учащиеся. Для педагога-профессионала эти понятия недостаточно технологичны. Гораздо более точной была бы дифференциация на А, В, С потоки, если бы диагностировался, во-первых, доступный учащимся уровень сложности учебного материала, а, во-вторых, индивидуальный темп его освоения. Выявленные при этом результаты позволят профессионально и грамотно определить качественный состав формируемых разноуровневых классов. Подобная диагностика может стать полноправной частью технологии внедрения идеи разноуровнего обучения в практику школы.

Среди путей дифференциации обучения выделяются специальная и допрофессиональная ориентация учащихся через классы и школы различного профиля (лингвистическая школа № 11, технический лицей № 1, химбиолицей г. Тулы, гимназия № 2 и др.). При соблюдении необходимых педагогических условий (недопустимость ранней специализации, создание научно – методической базы развития учащихся в выбранном направлении, установка на формирование общей культуры, а не “функции“, кадровое обеспечение учебного процесса и пр.), это направление, как показывает опыт, даёт положительные результаты в обучении и развитии учащихся.

Как бы ни был широк круг школ, вовлечённых в инновационные процессы, они всё равно останутся лишь “островами“ на “карте“ учреждений образования. Можно сказать, что система “будет прирастать“ массовой школой. Надо отметить, что сегодня здесь явно выделилась тенденция, отражающая попытки педколлективов придать “лицо“ своей школе, найти и развить её индивидуальный образ. Представляется, что именно на этом участке функционирования системы удастся усилить общегуманитарную ориентацию школы. Такого типа школы массовые, общегуманитарной ориентации сегодня есть в Туле (школа самовоспитания № 8 г. Тулы, средняя школа «Экология и диалектика» № 19 г. Тулы). Эта модель выступает как открытая педагогическая платформа, предоставляя учителю свободу методического выбора, а учащимся – условия для осуществления индивидуального пути развития.

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №8 была открыта 1 сентября 1979 года, а с 1993 года стала работать над проблемой создания модели школы самовоспитания, построенной на антропологических (человековедческих) началах. Именно в этом и заключается уникальность и инновационность этой школы. Структура школы традиционна, она опирается на три первоначальных возрастных этапа: детство, отрочество, юность.

Содержание обучения в каждом возрастном этапе реализует свои специфические задачи. На каждой ступени оно состоит из двух взаимосвязанных частей: обязательного (базового) компонента и вариативного. Содержание обязательной части определяется требованием объективно необходимого для каждого человека уровня общего образования. Именно обязательная часть гарантирует эквивалентность документов об образовании. Вариативная часть отражает региональные особенности школы, а также индивидуальные способности, склонности, потребности и запросы детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru