1. физическая агрессия – 5
2. косвенная агрессия – 5
3. раздражение – 9
4. негативизм – 4
5. обида – 7
6. подозрительность - 7
7. вербальная агрессия - 7
8. чувство вины – 6
Можно сделать вывод о том, что первый источник проблем Виталика с мамой и бабушкой – непонимание взрослыми внутреннего мира ребенка, ложные представления о его переживаниях и мотивах тех или иных поступков. Родители, видя взросление ребенка, чаще всего замечают в этом процессе только его негативные стороны, не обращают внимание на новое и позитивное.
Несмотря на внешнее противодействие, проявляемое по отношению к родителям, Виталик испытывает потребность в поддержке.
Мне удалось познакомиться с мамой Виталика и найти с ней общей язык. Как я уже отмечала, она по отношению к Виталику настроена более лояльно и понимает, что чрезмерная опека и контроль негативно сказываются на сыне. Она озабочена сложившейся ситуацией и ищет помощи. Я порекомендовала маме Виталика познакомиться с психологическими особенностями подросткового возраста, проблемами, то есть типичными трудностями, которые испытывают и переживают дети, типичными сложностями с которыми сталкиваются взрослые. Среди них можно выделить следующие:
1 общение со сверстниками
2 взаимодействие с родителями
3 трудности самопознания и самоопределения.
Я объяснила маме, что особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга и в этом случае взрослым можно значительно облегчить ребенку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность поможет Виталику по новому узнать маму и бабушку. В результате сложатся более глубокие эмоционально-теплые отношения. Виталик испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о себе, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Сейчас очень важно понимать, что отношения с товарищами находятся в центре жизни Виталика, во многом определяя все остальные стороны его поведения. Для ребенка важно не просто быть вместе со сверстниками, но главное занимать среди них удовлетворяющее его положение. Невозможность добиться такого положения, получить признание чаще всего является причиной конфликтного поведения.
Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Поэтому Виталик доверяет свои тайные планы не маме с бабушкой, а новому другу. Для Виталика дружба приобретает все большее и большее значение, но у него очень мало возможностей общаться со своими друзьями без контроля со стороны бабушки. Поэтому отношения с ребятами в классе у него складываются не совсем так, как ему хотелось бы. Ведущая деятельность подростков – интимно-личностное общение со сверстниками. В отношениях со сверстниками подросток стремиться реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществить эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям ребенок, как правило, занимает негативную позицию. У Виталика нет возможности удовлетворить свою потребность в общении со сверстниками. Его это беспокоит, и он раздражается на родителей.
Новое в образовании:
Развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления
с окружающим миром
Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ребенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть как личностные новообразования, которые принципиально отличают ребенка в начале и в конце обучения. Это изменения, происходящие в психике (в восприятии, внимании, ...
Анализ образовательных программ по проблеме исследования
В настоящий момент система дошкольного образования переживает период перехода от четкого и бесприкословного следования и, соответственно, использования только единой образовательной программы в работе с детьми к интегрированию образовательных программ и вариативных технологий, методик в контексте р ...
Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нрав ...