Виталику было предложено нарисовать семью. На столе лежала бумага и цветные карандаши. Но он попросил простой карандаш. Первый нарисовал маму, постоянно что-то стирал и рисовал заново – он боялся, что она получится некрасивой. Это указывает на эмоционально-значимые отношения. Всех членов семьи Виталик нарисовал без туловища – «только портреты». Расположил рисунок в верхнем правом углу, рисунок очень маленький. Это говорит о стремлении доказать свою значимость, о проявлении тревожности и депрессивном состоянии, о нереализованной потребности в общении с отцом. По той же причине Виталик включает в рисунок дядю Мишу – маминого брата, который не живет с ними. Это связанно с неудовлетворенными психологическими потребностями. Виталик ищет человека, способного удовлетворить его потребность в близких эмоциональных контактах. Ребенок нарисовал себя последними и меньшим по размеру (в сравнении с остальными членами семьи). Это означает, что Виталик ощущает свою незначительность и постоянную опеку. Кроме того Виталик, когда подписывал рисунок хотел написать «Я» во весь лист, но потом передумал и сказал: «Ну ладно. Чего уж там». Перед этим был задан вопрос: «А себя рисовать или нет?».
Рисунок дома также смещен вверх, что лишний раз подчеркивает стремление доказать свою значимость. Дом расположен несколько вдали, что говорит о ситуации конфликта в домашней сфере, о чувстве отверженности, неприятии ситуации. У Виталика ощущение, что у него нет границы между внешним и внутренним миром. Это связано с постоянным воздействием на него из вне, постоянным вторжением в его внутренний мир. Ребенок демонстрирует готовность к общению, способность к прямым непосредственным контактам. Виталик любит фантазировать и мечтать. На рисунке отсутствует труба, это указывает на ощущение дистанцированности, или леденящее чувство в отношении родительского дома, на недостаток психологического тепла, на конфликт связанный с представителем мужского пола (отсутствие отца).
Рисунок дерева – единственный выполненный цветными карандашами. Дерево наклонено вправо более чем на 15 градусов – это говорит о страхе перед выражением сильных эмоций. И действительности, если Виталик сердится, то предпочитает скрывать свои чувства, не показывать их, причем как в школе, так и дома. Виталик изобразил яблоню с яблоками – это связано с выраженной потребностью в зависимости. Виталик хотел нарисовать дупло, но потом сказал: «Нет, беличьих дупл на яблоне не бывает». Это говорит о высоком уровне самоконтроля, о чувстве неадекватности в связи с травматическими впечатлениями. Ребенок стремится к более теплым непосредственным контактам, очень раним и чувствителен. Желание Виталика нарисовать дупло с белкой указывает на наличие личностной подструктуры, которая не поддается контролю, а также на наличие переживаний, вызванных неоднозначностью отношений с эмоционально значимыми людьми. Кора изображена путем зачернения всего ствола и отражает наличие психологических проблем в ЭГО. У Виталика отсутствует чувство внутреннего равновесия, нет устойчивости позиции.
По шкале явной тревожности CMAS Виталик набрал 29 балов, что соответствует 9 стенам. У него явно повышенная тревожность. Во время проведения тестирования он постоянно уточнял вопросы и спрашивал, можно ли ответить «не знаю», подолгу думал перед ответом.
Стены |
Характеристика |
Примечание |
1-2 |
Состояние тревожности испытуемому не свойственно |
Подобное "чрезмерное спокойствие" может иметь и не иметь защитного характера. |
3-6 |
Нормальный уровень тревожности |
Необходим для адаптации продуктивной деятельности |
7-8 |
Несколько повышенная тревожность |
Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферы жизни. |
9 |
Явно повышенная тревожность |
Обычно носит "развито", генерализованный характер |
10 |
Очень высокая тревожность |
Группа риска |
Новое в образовании:
Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у
учащихся старших классов специальных школ 8 вида
В ходе исследования для реализации поставленных задач проводился констатирующий и формирующий эксперимент. Для решения вышеуказанных задач необходимо было выбрать оптимальные средства исследования. Во многих работах, касающихся формирования личностных качеств, отмечается необходимость разработки и ...
Коррекционная работа по формированию у детей с
задержкой психического развития пространственных представлений
Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и целостного в ...
Сравнение с исходной ситуацией, оценка результативности
Для того чтобы увидеть результативность формирования коммуникативной компетентности по средствам сюжетно-ролевой игры необходимо проследить динамику развития коммуникативной компетентности. Для этого необходимо сравнить полученные данные исходной ситуации с данными контрольной ситуации. Для начала ...