составление учебного плана по каждому направлению подготовки, позволяющего максимально индивидуализировать процесс обучения;
актуализация возможностей открытой образовательной среды вуза, позволяющей применить различные формы и технологии организации образовательного процесса вуза.
Организационные этапы построения индивидуально-ориентированного образовательного процесса легли в основу разработки научно-методического обеспечения организации индивидуально-ориентированного процесса обучения студентов вуза в условиях реализации ФГОС ВПО, что отображено на рисунке 6.
Существуют богатые возможности ФГОС ВПО, позволяющие существенно индивидуализировать образовательный процесс в вузе.
1. Определены требования к результатам освоения основных образовательных программ, важным приобретением стала ориентация на личностную составляющую подготовки в виде общекультурных компетенций – совокупности социально-личностных качеств выпускника (владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; осознание социальной значимости своей будущей профессии; способность анализировать социальные проблемы и процессы; владеть основными методами, способами и средствами получения, переработки информации).
2. Существенно расширена (до 50%) вариативная часть, состоящая из вариативных дисциплин (модулей), устанавливаемых вузом в соответствии с выбранным профилем, и дисциплин по выбору студентов (не менее 30% от вариативной части), что дает возможность наполнить вариативный компонент учебного плана последними достижениями культуры, науки и техники; сочетание дисциплин вариативной части учебного плана дает возможность «нелинейной» организации образовательного процесса.
Изучение возможностей ФГОС, в которых определены требования к результатам освоения образовательных программ в виде компетенций, подразумевается активный диалог со сферой труда, возможность разрабатывать несколько учебных планов в рамках одного направления подготовки, вариативность содержания образования, определение видов, содержания и форм отчетности практик, установление формы, объема и структуры ВКР, использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости
Разработка основной образовательной программы:
диверсификация системы ВПО, позволяющей реализовать индивидуально-ориентированный образовательный процесс в вузе через: |
1) реализацию нескольких профилей одного направления подготовки; |
2) определение видов, содержания и форм отчетности практик; |
3) установление формы, объема и структуры выпускной работы и др. |
Составление учебного плана:
нелинейный образовательный процесс, позволяющий индивидуализировать обучение через: |
1) расширение (до 50%) вариативной части, состоящей из дисциплин (модулей), устанавливаемых вузом в соответствии с выбранным профилем обучения; |
2) дисциплины по выбору студента (не менее 30% от вариативной части); |
3) факультативные дисциплины (до 10 з.е.); |
4) модульная реализация учебного плана, позволяющая нелинейную организацию образовательного процесса |
Применение различных форм и технологий организации образовательного процесса
Повышение роли самостоятельной работы студентов, дистанционных курсов, позволяющих реализовать индивидуальный темп освоения учебных программ |
Использование активных и интерактивных форм проведения занятий, проведение мастер-классов, тренингов, организационно-деятель-ностных игр |
Привлечение к преподаванию специалистов, представителей российских и зарубежных компаний, приглашение деятелей науки и культуры |
Стимулирование креативных форм неформального образования (участие в фестивалях, конкурсах, выставках, учебных экспедиций, научно-исследовательской работе |
Новое в образовании:
Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания
у детей из неблагополучных семей
В работе Сунского социального приюта для детей и подростков по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, хотелось бы отметить следующие положительные моменты: – обстановка в приюте весьма приятная, в помещениях уютно, что способствует благоприятному развитию детей; – н ...
Примеры реализации компетентностного подхода
В современной школе используют различные активные методы обучения. Одним из таких методов является кейс-метод, однако он не очень широко распространен, тем более в случае, когда речь идет о преподавании информатики. Кейс – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практич ...
Социально-психологическое сопровождение педагогического коллектива
Учебное заведение профессионального образования призвано создать обучающимся (студентам) возможности продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначения, ценности, содержание деятельности, особенности её освоения и реализации, обеспечить превращ ...