составление учебного плана по каждому направлению подготовки, позволяющего максимально индивидуализировать процесс обучения;
актуализация возможностей открытой образовательной среды вуза, позволяющей применить различные формы и технологии организации образовательного процесса вуза.
Организационные этапы построения индивидуально-ориентированного образовательного процесса легли в основу разработки научно-методического обеспечения организации индивидуально-ориентированного процесса обучения студентов вуза в условиях реализации ФГОС ВПО, что отображено на рисунке 6.
Существуют богатые возможности ФГОС ВПО, позволяющие существенно индивидуализировать образовательный процесс в вузе.
1. Определены требования к результатам освоения основных образовательных программ, важным приобретением стала ориентация на личностную составляющую подготовки в виде общекультурных компетенций – совокупности социально-личностных качеств выпускника (владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; осознание социальной значимости своей будущей профессии; способность анализировать социальные проблемы и процессы; владеть основными методами, способами и средствами получения, переработки информации).
2. Существенно расширена (до 50%) вариативная часть, состоящая из вариативных дисциплин (модулей), устанавливаемых вузом в соответствии с выбранным профилем, и дисциплин по выбору студентов (не менее 30% от вариативной части), что дает возможность наполнить вариативный компонент учебного плана последними достижениями культуры, науки и техники; сочетание дисциплин вариативной части учебного плана дает возможность «нелинейной» организации образовательного процесса.
Изучение возможностей ФГОС, в которых определены требования к результатам освоения образовательных программ в виде компетенций, подразумевается активный диалог со сферой труда, возможность разрабатывать несколько учебных планов в рамках одного направления подготовки, вариативность содержания образования, определение видов, содержания и форм отчетности практик, установление формы, объема и структуры ВКР, использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости
Разработка основной образовательной программы:
диверсификация системы ВПО, позволяющей реализовать индивидуально-ориентированный образовательный процесс в вузе через: |
1) реализацию нескольких профилей одного направления подготовки; |
2) определение видов, содержания и форм отчетности практик; |
3) установление формы, объема и структуры выпускной работы и др. |
Составление учебного плана:
нелинейный образовательный процесс, позволяющий индивидуализировать обучение через: |
1) расширение (до 50%) вариативной части, состоящей из дисциплин (модулей), устанавливаемых вузом в соответствии с выбранным профилем обучения; |
2) дисциплины по выбору студента (не менее 30% от вариативной части); |
3) факультативные дисциплины (до 10 з.е.); |
4) модульная реализация учебного плана, позволяющая нелинейную организацию образовательного процесса |
Применение различных форм и технологий организации образовательного процесса
Повышение роли самостоятельной работы студентов, дистанционных курсов, позволяющих реализовать индивидуальный темп освоения учебных программ |
Использование активных и интерактивных форм проведения занятий, проведение мастер-классов, тренингов, организационно-деятель-ностных игр |
Привлечение к преподаванию специалистов, представителей российских и зарубежных компаний, приглашение деятелей науки и культуры |
Стимулирование креативных форм неформального образования (участие в фестивалях, конкурсах, выставках, учебных экспедиций, научно-исследовательской работе |
Новое в образовании:
Страны Азии в период колониализма
Страны Азии в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются политическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистического хозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными "партнёрами" высо ...
Методы и методики выявления исходного состояния
психомоторного развития у детей с ДЦП для дальнейшей абилитации и реабилитации
Изучение психомоторного развития детей представлено как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Нейропсихологические исследования детей представлены в психологической, нейропсихологической, патопсихологической, медицинской, нейрофизиологической литературе. Созданы диагностические методики, ...
Подходы к классификации цифровых образовательных ресурсов
Классификация ЦОР по типу представленной информации приведена на рис. 2. Классификации ЦОР по трем основаниям – тип ЦОР, организационно-методические характеристики взаимодействия с пользователями приведена в таблице 1. С целью определения содержания ИТС в соответствии с системной логической законом ...