ООП разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно и проектируется в условиях эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда. Предусмотрено расширение полномочий вуза при разработке ООП, что проявляется, прежде всего, в самостоятельном установлении обязательного (порогового) уровня сформированности компетенций, отборе содержания образования и образовательных технологий.
В методических рекомендациях «Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования» под редакцией Н.А. Селезневой (изд. 1-е – 2009 г., изд. 2-е, перераб. и доп. – 2010 г.) в структуру ООП введены экспериментальные программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО:
- паспорта и программы формирования профессиональных компетенций;
- таблица содержательно-логических связей учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО;
- компетентностно-ориентированная часть учебного плана;
- сквозная программа промежуточных комплексных испытаний студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО;
- программы итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников вуза.
Перечень и макеты данных экспериментальных программных документов были разработаны на основе результатов анализа лучшей зарубежной практики и поисковых исследований в области реализации компетентностного подхода при создании нового поколения ООП ВПО, выполненных научно-педагогической общественностью высшей школы в период с 2006 по 2009 годы по заказам Минобрнауки России и Рособразования (основные поисковые исследования в этой области были выполнены в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» и Федеральной целевой программы развития образования).
В качестве общих требований ФГОС ВПО к разработке ООП можно выделить следующие:
1. Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели основной образовательном программы, как в области обучения, так и в области воспитания и развития, учитывающие ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка груда.
2. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять, основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
3. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
4. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умении обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.
Нами выделены организационно-деятельностные этапы построения основной образовательной программы вуза, к которым мы отнесли:
изучение возможностей ФГОС ВПО и разработка на их основе локальных нормативных актов вуза (рекомендации по разработке ООП, положение о кредитно-модульной организации учебного процесса, утверждение форм программ и технологических карт учебных дисциплин, положение об индивидуальном учебном плане студента и т.д.);
разработка основной образовательной программы вуза, способствующей диверсификации системы ВПО;
Новое в образовании:
Различные подходы к определению понятия функции
Обоснование функциональной линии как ведущей для школьного курса математики — одно из крупнейших достижений современной методики. Однако реализация этого положения может быть проведена многими различными путями; многообразие путей вызвано фундаментальностью самого понятия функции. Для того чтобы со ...
Психологические требования к личности педагога
Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен - он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н. Гоноболин, В.Н. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.) позволяе ...
Диагностика эмоциональной устойчивости учителя
Эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. По данным Н.А. Аминова (1988), эмоциональ ...