В качестве стратегий проектирования инновационных процессов в системе ВПО мы рассматриваем:
- реализацию важных характеристик индивидуально-ориентированного процесса обучения – нелинейности, модульности и вариативности форм обучения, предоставляющих студенту возможность самостоятельного выбора траектории освоения содержания дисциплин на основе разветвленных образовательных программ, с реальным участием в формировании своей программы обучения, включая разработку индивидуальных учебных планов;
- устойчивый и эффективный социальный диалог высшей школы и сферы труда при проектировании и реализации основной образовательной программы - в образовательном процессе предусмотрены социальные практики, встречи с представителями науки и культуры, мастер-классы ведущих специалистов;
- психолого-педагогическое сопровождение студента как комплексный метод, предусматривающий создание условий для принятия студентом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного и академического выбора, помощь в преодолении трудностей (барьеров, затруднений и т.п.) и организацию ситуаций успешности и достижений и обеспечивающий расширение субъектного опыта студента, помощь в осознании своего профессионального предназначения, обретении академической зрелости;
- изменение позиций субъектов образовательной деятельности, преподаватели и студенты являются партнёрами согласованного взаимодействия при организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса вуза на основе кредитно-рейтинговой системы обучения.
Вузы, определяя стратегии развития и планируя изменения в образовательном процессе, в первую очередь определяют свои возможности в реализации названных позиций. Именно поэтому все большее внимание уделяется созданию для субъектов высшего образования условий ответственного выбора, самоопределения, самостоятельности в образовательном процессе. Такие условия создаются при реализации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, который характеризуется такими свойствами как диверсификация и вариативность, модульность и нелинейность.
Индивидуально-ориентированный образовательный процесс регламентирован федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, основной образовательной программой вуза, нормативно-правовыми документами федерального и вузовского уровня. Индивидуально-ориентированное обучение реализуется с позиций компетентностного подхода и на основе индивидуальных учебных планов, модульной системы организации обучения, нелинейного расписания, кредитно-рейтинговой системы оценки достижений студентов.
Традиционное понимание индивидуализации обучения (внутри учебного предмета) находит применение на практике в достаточно многообразных формах, в частности, модульное обучение, которое предполагает реализацию таких принципов современной дидактики как динамичность и вариативность обучения, действенность и оперативность знаний, осознанное достижение целей образования, паритетность отношений между преподавателем и обучающимся.
При реализации индивидуально-ориентированного образования учебный процесс организуется таким образом, чтобы обеспечить каждому студенту максимально благоприятные условия для освоения основной образовательной программы и получения по завершении обучения академической квалификации в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, ФГОС ВПО и других нормативных документов.
Новое в образовании:
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим
недоразвитием речи
Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Ни в коем случае не следуем фо ...
Этапы обучения правильному звукопроизношению
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дых ...
Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в
деятельности классного руководителя
Изучение научно-педагогической литературы показало, что концептуальные основы воспитания нравственных ценностей старшеклассников успешно реализуются классным руководителем с учетом комплекса следующих педагогических условий: взаимодействие классного руководителя с семьей старшеклассников; педагогич ...