Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Педагогика и воспитание » Методика обучения ручным операциям по обработке древесины и металлов » Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Страница 1

Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений.

Так, при подготовке к урокам, связанным с формированием умений и навыков по выполнению какой-либо операции ручной обработки материалов, решаю следующие общие вопросы:

подбираю объекты работы, посильные для учащихся;

определяю методику изложения нового материала;

организую самостоятельную работу учащихся.

Решать указанные вопросы приходится каждый раз на базе конкретного учебного материала.

Подбор работы, посильной для учащихся. Объект работы должен прежде всего отвечать учебной программе и быть посильным для учащихся с точки зрения их интеллектуальной и физической подготовки. К изделиям учащихся необходимо предъявлять определенные технические требования, в частности относительно точности обработки. Если к качеству изделий предъявлять определенные требования, то ребята работают внимательнее и достигают лучших результатов. Однако, ставя перед детьми требования к точности работы, надо помнить, что возможности учащихся ограничиваются их способностью управлять рабочими движениями. В связи с этим мне приходится довольно часто изменять конструкцию изделий, чтобы учащиеся могли изготовить их с меньшей точностью, но не снижая их эксплуатационных качеств.

Объект работы должен быть посильным для ребят и в связи с физической нагрузкой. Разрезая металл ножницами, не закрепленными в тисках, ребятам приходится прикладывать значительные усилия, чтобы удерживать инструмент в нужном положении. Поэтому нервно-мышечное напряжение детей сохраняется на протяжении всей работы. При работе ножницами, закрепленными в слесарных тисках, такой недостаток устраняется, и учащиеся могут резать более толстый и твердый листовой материал.

При выполнении операции строгания древесины, наблюдения показали, что если рубанок наладить на снятие стружки толщиной 0,4 мм, то пятиклассники быстро утомляются, качество работы снижается. Учащимся же 6класса снятие стружки такой толщины под силу. Следует нормировать физическую нагрузку учащихся и что делать это можно различными способами. Необходимо подбирать приемы работы, наиболее отвечающие возможностям детей, применять приспособления и др. Основная трудность в том, что нет каких-либо нормативов. Поэтому учителям приходится самостоятельно, следя за внешними проявлениями утомления, определять посильность работы для учащихся и соответственно этому применять различные меры, направленные на нормирование физической нагрузки.

Определение методики изложения нового материала. Готовясь к конкретному уроку, мне приходится каждый раз определять содержание и формы инструктажа. Эффективность инструктажа во многом зависит от умения рационально сочетать рассказ с демонстрацией. Проиллюстрирую это на примере обучения операции опиливания металлов. Учащихся делю на три группы. Первую группу обучаю, показывая образцы изделий, приемы опиливания, рабочую позу, приемы проверки результатов работы и демонстрирую соответствующие плакаты. На плакате изображено положение инструмента в различные моменты работы. Силу, прилагаемую к инструменту, изобразили в виде стрелок разной длины. Величина стрелок показывает сравнительную величину усилий левой и правой рук. Никаких дополнительных устных объяснений я не даю. Вторую группу обучаю с помощью подробного объяснения приемов опиливания, ритма и темпа работы, значения самоконтроля. Тут также показываю образец изделия и плакат. Однако в этой группе я не демонстрировала приемов работы с напильником. В третьей группе показ сочетался с подробным объяснением. После четырех занятий была проведена контрольная работа по опиливанию во всех трех группах. Результаты позволили сделать вывод, что при обучении опиливанию одного показа недостаточно, точно так же недостаточно и одного объяснения. Этот вывод подтверждается тем, что наилучшие результаты показала третья группа, где объяснение сочеталось с показом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Дидактический материал, позволяющий знакомить детей с дробями
1. Математическая пирамида "Сложение" (серия "Дроби"). В серию «Дроби» входят две пирамиды для наглядного изучения долей целого числа и тренировки навыков сложения дробей. В наборе "Доли целого" дробь изображается как часть прямоугольного, или круглого, торта. Пирамиду ...

Особенности познавательной сферы подростков
Известный психолог Р.С. Немов так пишет в своих трудах: «Учение в школе – это организованный процесс. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида». Психология – необходимая основа математики. Еще делегаты 1 всероссийского съезда ...

Анализ школьных учебников
Хорошо известно, что, как бы ни строился школьный курс геометрии, в нем обязательно присутствуют различные методы доказательства теорем и решения задач. Среди таких методов важное место занимают такие методы, как метод геометрических преобразований, метод координат, векторный метод. Сами эти методы ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru