Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО

Страница 6

Из опыта работы мы знаем, что фасилитационное общение имеет целый ряд преимуществ по сравнению с поведением на традиционных занятиях:

студенты задают много вопросов во время решения учебных задач;

речевая активность способствует развитию когнитивной сферы;

студенты реже пропускают занятия и создают гораздо меньше дисциплинарных проблем на занятиях;

студенты демонстрируют высокие академические достижения по всем учебным дисциплинам вследствие роста мотивации достижений и развитии позитивной Я-концепции.

Наш многолетний опыт показывает, что доминирующим способом внедрения субъект-субъектных отношений в учебный процесс является изменение организации учебного процесса. Эффективность его возрастает, если эти изменения происходят на основе системного подхода, т.е. с учетом нескольких направлений: содержательного (реализуемого через вариативные образовательные программы), деятельностного (реализуемого через модульный комплекс) и процессуального (определяющего виды общения и способы организации учебной деятельности, главным из которых является содеятельность, сотрудничество). Следовательно, реализация субъект-субъектных отношений – это процесс двусторонний. Педагог создает необходимые условия, позволяющие студенту проявлять свою индивидуальность, при этом растет и совершенствуется сам. Индивидуальные стили педагога и студента в этом случае выступают и средством, и условием, и результатом реализации субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса.

В отличие от процессов познания, которые осуществляются непосредственно в практике и в силу этого жестко ограничены рамками условий, мыслительная деятельность обладает беспредельными возможностями проникновения в сущность явлений. С другой стороны, утрата внутренней теоретической деятельностью прямого и непрерывного контакта с материальными объектами приводит к тому, что она может оторваться от действительности и создавать ложные представления о ней. Именно это обстоятельство порождает проблему критерия истинности мышления, критерия адекватности его результатов объективной реальности.

Если студент хорошо знает, что он должен сделать, но не знает как это сделать, т.е. какими приемами пользоваться, вряд ли можно рассчитывать на продуктивное выполнение им учебного задания. Об этом красноречиво свидетельствует вся практика обучения.

Формирование альтернативности мышления и плюралистического мировоззрения:

Осознание учеником механизмов собственного мышления, оперативной стороны познавательной деятельности.

Преодоление эгоцентрической установки студента, убежденности в том, что его способ видения мира является единственно правильным.

Формирование плюралистического мировоззрения, альтернативности видения и, как следствие, развитие творческих умений, основанных на этой альтернативности.

О значении рефлексии в процессе познания и развитие рефлексивных умений обучающихся пишут многие ученые. В психологии многочисленными исследованиями показано, что изменение целей обучения, гарантии обученности неотделимы от изменения способов обучения, от изменения процессов в учебной деятельности. Следовательно, необходимо фиксировать потребность переходить к целеполаганию, строить процессы, согласовывать процессуальные траектории деятельности с содержанием цели. На этом пути появляется “программно-целевой подход” к проектированию и оценке деятельности. Оцениваемым становится не только результат, не только процесс, но и соотнесение между ними. Если цель не достигается, то нужно найти в процессе причину недостижения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое в образовании:

Особенности организации двигательной активности с детьми, имеющими задержку психического развития
У детей с задержкой психического развития не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность дви ...

Коммуникативные и организаторские способности учителя
Для определения преобладающих способностей учителя начальных классов используем методику Б.А. Федоршина «Коммуникативные и организаторские склонности». Результаты заносим в таблицу 2.2 Таблица 2.2 – Оценка коммуникативных и организаторских склонностей № п/п Код Кол-во совпадений К Кол-во совпадений ...

Понятие умственной отсталости
Для успешной коррекции нарушении необходимо точно понимать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем особенность их познавательной и эмоционально-волевой сферы. «Исследования ученных (Л.В. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru