Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО

Страница 6

Из опыта работы мы знаем, что фасилитационное общение имеет целый ряд преимуществ по сравнению с поведением на традиционных занятиях:

студенты задают много вопросов во время решения учебных задач;

речевая активность способствует развитию когнитивной сферы;

студенты реже пропускают занятия и создают гораздо меньше дисциплинарных проблем на занятиях;

студенты демонстрируют высокие академические достижения по всем учебным дисциплинам вследствие роста мотивации достижений и развитии позитивной Я-концепции.

Наш многолетний опыт показывает, что доминирующим способом внедрения субъект-субъектных отношений в учебный процесс является изменение организации учебного процесса. Эффективность его возрастает, если эти изменения происходят на основе системного подхода, т.е. с учетом нескольких направлений: содержательного (реализуемого через вариативные образовательные программы), деятельностного (реализуемого через модульный комплекс) и процессуального (определяющего виды общения и способы организации учебной деятельности, главным из которых является содеятельность, сотрудничество). Следовательно, реализация субъект-субъектных отношений – это процесс двусторонний. Педагог создает необходимые условия, позволяющие студенту проявлять свою индивидуальность, при этом растет и совершенствуется сам. Индивидуальные стили педагога и студента в этом случае выступают и средством, и условием, и результатом реализации субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса.

В отличие от процессов познания, которые осуществляются непосредственно в практике и в силу этого жестко ограничены рамками условий, мыслительная деятельность обладает беспредельными возможностями проникновения в сущность явлений. С другой стороны, утрата внутренней теоретической деятельностью прямого и непрерывного контакта с материальными объектами приводит к тому, что она может оторваться от действительности и создавать ложные представления о ней. Именно это обстоятельство порождает проблему критерия истинности мышления, критерия адекватности его результатов объективной реальности.

Если студент хорошо знает, что он должен сделать, но не знает как это сделать, т.е. какими приемами пользоваться, вряд ли можно рассчитывать на продуктивное выполнение им учебного задания. Об этом красноречиво свидетельствует вся практика обучения.

Формирование альтернативности мышления и плюралистического мировоззрения:

Осознание учеником механизмов собственного мышления, оперативной стороны познавательной деятельности.

Преодоление эгоцентрической установки студента, убежденности в том, что его способ видения мира является единственно правильным.

Формирование плюралистического мировоззрения, альтернативности видения и, как следствие, развитие творческих умений, основанных на этой альтернативности.

О значении рефлексии в процессе познания и развитие рефлексивных умений обучающихся пишут многие ученые. В психологии многочисленными исследованиями показано, что изменение целей обучения, гарантии обученности неотделимы от изменения способов обучения, от изменения процессов в учебной деятельности. Следовательно, необходимо фиксировать потребность переходить к целеполаганию, строить процессы, согласовывать процессуальные траектории деятельности с содержанием цели. На этом пути появляется “программно-целевой подход” к проектированию и оценке деятельности. Оцениваемым становится не только результат, не только процесс, но и соотнесение между ними. Если цель не достигается, то нужно найти в процессе причину недостижения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое в образовании:

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр
ІІ этап (октябрь 2012 – февраль 2013г.) – формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента – организовать и провести экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников с помощью специально разработанного комплекса дидактических игр. В данном параграфе представ ...

Анализ результатов исследования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...

Учет индивидуальных особенностей детей в воспитании
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания дете ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru