Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО

Страница 4

Индивидуально-ориентированный образовательный процесс возможен при организации нелинейного обучения. Как известно, линейность в образовательном процессе предполагает единственно возможный, предлагаемый образовательным учреждением путь достижения результатов образования. Нелинейность же связана с предоставлением обучающемуся возможностей самостоятельного выбора и, соответственно, с нелинейным структурированием образовательного процесса на основе разветвленных образовательных программ, предоставляющих возможность учесть мотивационные установки, интересы, познавательные и другие личностные особенности обучающегося. Это позволяет каждому обучающемуся разработать свой собственный индивидуальный образовательный маршрут, включающий определенные обязательные элементы, а также отобранные студентами модули и учебные курсы по выбору (при условии, что при реализации составленного таким образом маршрута исчерпывается содержание образовательной программы).

При переходе на ФГОС ВПО студентам предстоит спроектировать собственное обучение, формируя индивидуальный учебный план. Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных дисциплин (модулей), выбранных отдельным студентом для освоения из основной образовательной программы по направлению подготовки вуза.

Индивидуальный образовательный план выстраивается студентом исходя из необходимости выбора вариативных дисциплин (модулей). Студент имеет возможность разработки собственного варианта сочетания дисциплин вариативного цикла, включая дисциплины по выбору студента. Основная идея построения индивидуальных учебных планов заключается не в декларировании ООП готового пакета дисциплин (модулей) для определенных профилей образования, а в предоставлении каждому студенту возможности разработать свой собственный образовательный маршрут. Предлагаемые вузом профили постоянно обновляются в зависимости от запросов студентов и меняющейся конъюнктуры рынка труда.

В условиях введения ФГОС ВПО удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. М.В. Кларин выделяет следующие технологические этапы интерактивного обучения, изображенные на рисунке 7.

Рис. 7 – Технологические этапы интерактивного обучения

Первый этап - ориентирован на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.

Студенты высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

Высказывания фиксируются, любое из них будет важным для последующей работы.

Происходит систематизация накопленной информации. Она оформляется с использованием графических схем.

Главными задачами второго этапа являются: активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания. На этой стадии:

Осуществляется контакт с новой информацией.

Обучаемые сопоставляют эту информацию с имеющимся опытом и знаниями.

Акцентируется внимание на поиске ответов на поставленные вопросы.

Обращается внимание на сложные аспекты проблемы. Ставятся новые вопросы.

Происходит анализ и обсуждение услышанного или прочитанного.

Третий этап призван суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле. «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Современные технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте
Выбор технологий развития количественных и числовых представлений зависит от выделения ведущего в этом процессе действия (способа познания), определяющего успешность. Такой детской деятельностью является сосчитывание (счет) как основа развития у детей представлений о числе. При выборе и разработке ...

Воспитательная система школы как фактор воспитания нравственных ценностей у старшеклассников
Чтобы раскрыть деятельность классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей, необходимо представить ее в воспитательной системе школы. Раскрытие воспитательной системы школы, ориентированной на воспитание нравственных ценностей учащихся, основано на использовании системного подхода. Сис ...

Исследование агрессивности по методике Басса – Дарки
На втором этапе проводилось исследование агрессивности у подростков по методике Басса – Дарки. Опросник предлагался подросткам, находящимся в следственном изоляторе, и подросткам обычной средней школы. После проведенного исследования полученные данные были обработаны и приведены в приложении в диаг ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru