Сегодня описаны десятки образовательных технологий, применяемых в вузах, многие авторы выделяют информационные и коммуникационные технологии как наиболее эффективные для организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса.
На рисунке 8 мы отобразили информационные и коммуникационные технологии, используемые нами в организации процесса индивидуально-ориентированного обучения в вузе.
Приемами, используемыми в интерактивных образовательных технологиях, являются:
- фасилитационное общение;
- формирование альтернативности мышления и плюралистического мировоззрения;
- развитие рефлексивных умений.
Педагогическое взаимодействие при организации индивидуально-ориентированного процесса обучения призвано выполнять ряд функций, главная их которых, на наш взгляд, - фасилитациоиная, что, в свою очередь, предполагает изме¬нение позиции преподавателя-информатора на позицию фасилитатора (человека, стимулирующего учебную деятельность и направляющего ее в нужное русло).
Педагогическая фасилитация (от лат. facility - легкость, благо¬приятность условий) – это условие продуктивности обучения или вос¬питания и развития субъектов педагогического процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога. В психологии - это уси¬ление доминантных реакций или действий в присутствии других, как правило, значимых людей - наблюдателей, партнеров (Зеер Э.Ф.). «Фасилитационная педагогика» основывается на теории гуманистических воззрений К. Роджерса и А. Маслоу, в основе которой лежит идея свободы и безграничных возможностей реализации потенциала каждой личности. Педагогу в общении со студентами следует быть фасилитатором – человеком, облегчающим проявление инициативы и личностное взаимодействие обучаемых, содействующим процессу их психического развития.
В.Н. Смирнов считает, что для создания на занятиях среды, оптимальной для решения личностно ориентированных задач, необходимы следующие качества педагогического взаимодействия:
оно должно быть интерактивным, основанным на свободе обучаемых, на наличии обратной связи, на учете реакций обучаемых;
оно должно быть фасилитационным, предполагающим создание на занятиях среды, оптимальной для сотрудничества; это должно быть принятие, поддержка студента, вера в его способности.
Отношения «преподаватель-студент» – это специфическая форма межличностных связей, которые создают психологический климат в студенческой аудитории. При организации учебного взаимодействия, основанного на взаимопонимании и доверии, устанавливается психологический контакт. Только в условиях контакта педагог может реализовать воспитательную функцию по развитию субъективности и стимулированию творческой инициативности. Организация развивающей педагогической среды обязательно должна учитывать особенности психологического типа студентов, чтобы повлиять на морально-психологический климат в аудитории, повысить уровень комфортности, а значит, изменить мотивацию студентов по отношению к их основной познавательной деятельности.
Педагог-фасилитатор допускает самостоятельность и ответственную свободу при постановке учебных целей, при оценивании результатов учебной работы, он создает благоприятные условия для самостоятельного учения, активизирует познавательные мотивы, эмоционально сопереживает студентам, помогает им преодолевать затруднения разного характера.
Новое в образовании:
Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии
«Шанс» Полянской школы-интерната
Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключае ...
Роль, функции классификации при формировании понятий
В организации учебной деятельности младших школьников в процессе формирования математических понятий особую роль играет прием классификации. Для того чтобы решать вопрос о принадлежности предмета к данному понятию учащиеся должны уметь дифференцировать признаки на существенные и несущественные, нео ...
Возрастные особенности развития учащихся в начальной школе
Младший школьный возраст обычно означает период с 6-7 до 10—11 лет. В это время происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка. Созревающие корковые структуры все больше подчиняют себе активирующие подкорковые образования, что создает условия для произвольного регулирования ребе ...